|
|
N°107, 23 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Больше эффективности и результативности»
Кризис инвестиций побудил правительство активнее заниматься банковской реформой
Правительство Михаила Фрадкова добралось наконец до банковской реформы. На одном из ближайших заседаний кабинета министров, как сообщил вчера премьер, будет рассмотрена стратегия развития банковского сектора. «Реформа банковской системы мне представляется одной из самых важных задач российского правительства», -- заявил он в выступлении на конференции «Россия после выборов: большие надежды», организованной «Ренессанс Капиталом». А потому этой реформе необходимо придать «больше эффективности и результативности». Остальные реформы, по словам г-на Фрадкова, на данном этапе требуют больше осторожности и щепетильности, нежели скорости, и, видимо, по этой причине уже не являются ключевыми для правительства.
Причина, побудившая премьера вплотную заняться банковским сектором, вызвана отнюдь не громкими скандалами последних дней, связанными с ситуацией вокруг Содбизнесбанка, а отставанием российской инвестиционной системы от международных. «Не может не беспокоить централизация инвестиций в руках естественных монополий и финансово-промышленных групп сырьевого сектора, -- заявил премьер. -- Нужно формировать конкурентные рынки инвестиций. Особенно в банковской сфере. Пока же Россия проигрывает конкуренцию за инвестиции с рядом стран с реформируемой экономикой, и это во многом зависит от уровня развития банковской системы».
Выступивший сразу за Михаилом Фрадковым глава Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин пояснил, исходя из каких данных основано такое заключение главы правительства. «До сих пор крупные российские банки, за исключением Сбербанка и Внешторгбанка, не могут предоставить кредит на сумму свыше 200--250 млн долл., не нарушив норматива риска на одного заемщика», -- возмущался он. В структуре источников финансирования инвестиций кредиты зарубежных банков в прошлом году занимали долю 56%, это говорит о том, полагает г-н Лисин, что российские предприятия начали массово переходить на проектное финансирование.
Впрочем, Михаилу Фрадкову пришлось, выслушав г-на Лисина, еще раз выступить по вопросу банковской реформы. Зарубежные инвесторы попросили премьера объяснить, есть ли у правительства четкая программа преобразований. На что г-н Фрадков заявил: «Мы будем проводить реформу, конечно, не с чистого листа -- она идет. Может, не очень эффективно, и порой обрывочные действия, выпадающие из системного подхода, который еще отсутствует, не создают целостной картины (преобразований в системе. -- Ред.)». Сейчас идет обсуждение уже второго варианта стратегии. Первый же, как известно, появился в 2001 году при участии крупнейших банкиров, в первую очередь бывшего главы совета директоров МДМ-банка и члена бюро РСПП Александра Мамута и президента Альфа-банка Петра Авена. Но текст, в котором говорилось о необходимости перевести банки на международные стандарты отчетности, создать систему страхования вкладов, повышать прозрачность и финансовую устойчивость банков, как считается, уже устарел и выполнил свою миссию (хотя некоторые его положения, такие как выход Банка России из капитала росзагранбанков, на самом деле не реализованы до сих пор). В феврале этого года Минфин и Центробанк вынесли на обсуждение правительства новую стратегию. Среди главных практических задач в ней указываются укрепление прав залоговых кредиторов, принятие поправок в закон о банкротстве кредитных организаций, упрощение процедуры слияний и поглощений, создание кредитных бюро и т.д. В сфере надзора предполагается развитие содержательного анализа банков, внедрение системы раннего реагирования регулятора и повышение оперативности принятия решений надзором. Правительство и ЦБ прогнозируют, что при успешной реализации второй стратегии к 1 января 2009 года соотношение активов банков с ВВП увеличится до 56--60% (сейчас 41,8%), капитала к ВВП -- до 7--8% (сейчас 6,1%), выданных кредитов к ВВП -- до 26--28% (сейчас 13,6%). Этот вариант был одобрен и отправлен на доработку. А в начале июня первый зампред ЦБ Андрей Козлов сообщил, что заинтересованные ведомства согласовали текст стратегии и в ближайшее время он будет рассмотрен в Белом доме.
Ответственным за реализацию реформы г-н Фрадков уже назначил Центробанк, хотя правительство, по его словам, хотело бы, чтобы в «этой работе участвовали» Ассоциация российских банков, а также сами банкиры. Глава ассоциации Гарегин Тосунян вчера поприветствовал рвение, с которым глава кабинета министров взялся за банковский сектор: «В связи со сменой правительства принятие стратегии затянулось, но Михаил Фрадков уже второй раз заявляет о приоритете банковской реформы, и для нас это очень важно, поскольку сама реформа тоже идет с большой задержкой», -- заявил он газете «Время новостей». По его мнению, главной задачей в реформе является расширение инструментов рефинансирования и повышение ресурсной базы банков. И все первоочередные меры, считает г-н Тосунян, в стратегии отражены.
По словам премьера, председателю ЦБ Сергею Игнатьеву было указано на необходимость привлекать банки к работе над стратегией на недавнем заседании правительства, посвященном обсуждению бюджета на следующий год. При этом г-н Фрадков напомнил, что на этом заседании Сергей Игнатьев попросил слова и заговорил о том, что в 2005 году ЦБ будет «очень сложно» удержать инфляцию в пределах запланированных проектом бюджета 8,5%, а валютный курс на уровне 30,2 рубля за доллар. Глава ЦБ отметил, что в течение года часть денег стабилизационного фонда, который «играет важную роль в стерилизации избыточной денежной массы», будет направлена в Пенсионный фонд России, иными словами, эти деньги будут способствовать увеличению денежной массы и инфляционному всплеску. Михаил Фрадков тогда не стал отвечать Сергею Игнатьеву. Вчера же он сделал это в достаточно резкой форме: «Помимо того что параметры бюджета утверждены и их необходимо выполнять, главе Центрального банка рекомендовано заняться поиском инструментов, которые позволят эффективно использовать возможности, высвобождаемые на рынке», -- заявил вчера иностранным инвесторам российский премьер. В частности, пояснил г-н Фрадков, благодаря снижению единого социального налога в распоряжении предприятий, предположительно, останется 280 млрд руб. (почти 10 млрд долл.). «Банковский инструмент является основным, чтобы эти деньги использовались на нужды экономики», -- требовательно произнес он. При этом никаких механизмов названо не было -- судя по всему, о них у г-на Игнатьева спросят уже на заседании правительства, посвященном банковской реформе.
Николай ГОРЕЛОВ, Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ