|
|
N°106, 22 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стальная рокировка
Лисин и Абрамов поменялись местами
Участники некоммерческого партнерства (НП) «Русская сталь» на днях провели годовое собрание и снова избрали своим президентом председателя совета директоров Новолипецкого меткомбината Владимира Лисина, который уже занимал эту должность в 2002 году. Год назад г-на Лисина сменил президент «Евразхолдинга» Александр Абрамов, который теперь получил должность председателя наблюдательного совета партнерства.
НП «Русская сталь» было создано в начале октября 2001 года Новолипецким и Нижнетагильским меткомбинатами (последним управляет «Евразхолдинг»). Затем в консорциум вошли Западно-Сибирский меткомбинат, новосибирский углетрейдер «Белон», «Тулачермет», «Кокс» и Трубная металлургическая компания. «В уставе партнерства прописано, что и президент, и председатель наблюдательного совета должны избираться ежегодно», -- поясняет логику рокировок источник в «Русской стали». По его же словам, перестановки не предполагают смены акцентов в программе действий партнерства. В «Русской стали» никогда не скрывали, что основной задачей партнерства является консолидированное лоббирование интересов металлургов во властных структурах. «Вектора деятельности бизнеса и государства должны совпадать -- тогда все получится. Так что если правительство ограничено в знаниях, надо ему привести эти знания», -- пояснял в одном из интервью Владимир Лисин.
О годовом отчете за 2003 год и планах дальнейшей работы представители партнерства распространяться не стали. Однако участники металлургического рынка среди наиболее заметных проектов «Русской стали» называют обращение в 2002 году в правительство с просьбой отменить экспортную пошлину на сталь, что и было сделано. Предложение НП в 2003 году повысить экспортную пошлину на лом пока осталось безответным. К менее удачным проектам относятся попытка НП отстоять контроль над «Кузбассуглем»: так и не придя к компромиссу по поводу управления этой компанией с владельцем ее контрольного пакета -- «Северсталью», партнерство продало весной 2003 года свои 48% акций группе МДМ.
Инвестиционные аналитики не считают «Русскую сталь» эффективным образованием. Традиционных целей объединения (получить доступ к сырью, новым рынкам сбыта, интегрировать производственную цепочку) перед участниками партнерства не стоит. В самой «Русской стали» подчеркивают, что «это не некоммерческий проект, а инфраструктурный, содержащий в себе набор принципов ведения бизнеса» (например, неодобрение применения административных форм регулирования).
Правда, в 2002 году создатели НП сообщили, что могут стать металлургическим холдингом. «Компании, входящие в партнерство, уже сделали первые шаги к организации совместных закупок сырья и сбыта продукции. На это может понадобиться год-два, а может, шесть месяцев», -- говорил тогда Владимир Лисин. О том, что «ведутся консультации», сообщал и Александр Абрамов. Но, как считает один из участников рынка, «до тех пор пока предприятия будут контролировать столь амбициозные, независимые и самодостаточные собственники, никаких слияний в отрасли ждать не стоит, а все разговоры о консолидации -- это выполнение рекомендаций PR-агентств по привлечению внимания к себе».
Яна ВИКТОРОВА