|
|
N°91, 28 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вооружен и очень голоден
Грузинские гвардейцы вынесли сор из казармы
Сегодня или завтра президент Грузии Эдуард Шеварднадзе вновь, уже в госканцелярии в Тбилиси, встретится с гвардейцами, которые расскажут верховному главнокомандующему, что подвигло их на мятеж. В переговорах примут участие министры финансов, здравоохранения и экономики, призванные окончательно засвидетельствовать: требования двух полков, восставших в пятницу на военной базе в Мухровани, носили исключительно социальный характер.
Но что-то здесь не клеится. Интересно, что не было выполнено одно из главных требований мятежников, укрепившихся в 40 км от Тбилиси: к ним очень долго не допускали журналистов, видимо, во избежание утечки информации. Председатель парламентского комитета по обороне и нацбезопасности Георгий Барамидзе, который участвовал в переговорах с гвардейцами, подтвердил газете «Время новостей» слова министра госбезопасности Вахтанга Кутателадзе о том, что сначала мятежники выдвигали политические требования, но сместили акценты, увидев, что их блокировали отборные части регулярной армии, а выступление не нашло открытой поддержки.
Надо полагать, что только после этого Шеварднадзе решился лично встретиться с мятежниками, которыми руководили два полковника -- 34-летний Гоча Отанадзе и 40-летний Георгий Криалашвили. Оба они -- профессиональные и весьма квалифицированные военные, прошедшие Абхазию и Южную Осетию, Отанадзе к тому же в середине 90-х был членом коллегии МГБ. Наивно полагать, что два столь опытных офицера собрали не менее 500 своих сторонников с танками и БТР на базе в Мухровани, где хранятся серьезные арсеналы, только для того, чтобы рассказать о невыплатах зарплат. По неподтвержденной информации, даже после отъезда Шеварднадзе полковникам долго пришлось уговаривать гвардейцев вернуться в казармы.
Всего за несколько часов до приезда президента к мятежникам экстренно был созван совбез, назвавший выступление «военно-политической авантюрой». Председатель парламента Зураб Жвания охарактеризовал происходящее как попытку переворота, причем обещал, что в ближайшие часы будут названы силы, стоящие за гвардейцами. Всплыли имена бывшего министра внутренних дел и госбезопасности Шота Квирая, бывшего министра обороны Тенгиза Китовани, которые могли бы быть причастны к мятежу. Конечно, не обошлось и без привычных подозрений о причастности внешних сил, которые, как обычно, окапываются к северу от Грузии.
Как ни странно, против мятежников, уже вернувшихся к месту постоянной дислокации, не будет возбуждаться уголовное дело. В Главной военной прокуратуре газете «Время новостей» объяснили это тем, что гвардейцы не устраивали мятеж, а только побастовали. Кроме того, в прокуратуре говорят, что инцидент не повлиял на боеспособность грузинской армии, так как гвардейцы были при оружии и тяжелой технике и в случае внешней угрозы могли бы ее отразить. Воспринимать эти объяснения всерьез сложно. Тем более что выступления гвардейцев вызвали большой резонанс за пределами Грузии, вплоть до специального заявления госдепартамента США. Гвардейцы вынесли сор из казармы за несколько дней до начала в Грузии учений НАТО, к которым Тбилиси относится очень трепетно.
Кстати, на следующий день после мятежа Грузия справляла десятилетие восстановления независимости, причем военный парад, который планировался на уровне совета безопасности, не состоялся. Виной тому вовсе не мухрованский «путч», просто не нашлось миллиона 400 тысяч лари (700 тыс. долл.). Непонятно, где Шеварднадзе собирается найти деньги, чтобы успокоить военных. Ведь президент уже заявил о моральной ответственности государства, которое плохо заботится об армии.
Впрочем, официальный парад заменили звиадисты, прорвавшиеся в субботу на площадь Республики. В качестве оружия они избрали заточенные деревянные кресты и, не дожидаясь, пока их разгонит спецназ, сами набросились на «обычных» полицейских. Те штурма явно не ждали. Восемь сотрудников полиции госпитализированы с пробитыми головами, и только после того, как на место происшествия прибыл отряд полиции особого назначения, удалось нейтрализовать звиадистов.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси