|
|
N°91, 28 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бремя желтого человека
Япония вспомнила о национальной гордости
За месяц, прошедший с того дня, как Дзюнъитиро Коидзуми стал новым премьер-министром Японии, отношение жителей Страны восходящего солнца к правительству изменилось. Согласно последним опросам, глава кабинета лидирует в рейтинге популярности. Результат впечатляющий, особенно если учесть, что его предшественника и товарища по Либерально-демократической партии Иосиро Мори поддерживали не более 9% избирателей. Коидзуми сумел внушить согражданам, что он сможет не только придать новый импульс буксующей экономике, но и возродить национальную гордость, по которой японцы, судя по всему, соскучились.
Молодой японец, которого провожает плачущая мать, с радостью уходит на фронт, чтобы стать летчиком-камикадзе. С поля боя после поражения в войне на Тихом океане возвращаются израненные, но не сломленные духом воины императорской армии. Американские солдаты насилуют девушку-японку...
Это не пропаганда времен второй мировой. Это развлекательное шоу, которое могут увидеть посетители одного из самых популярных сейчас в Токио ночных клубов. Примерно 10 минут из двухчасового представления посвящены войне на Тихом океане, «героической странице» истории нации.
В мае на экраны японских кинотеатров выходит фильм «Мердека» (по-малайски -- «независимость»), в котором солдаты императорской армии предстают освободителями Азии от господства белых. В фильме снялись популярнейшие артисты, картину предваряет надпись во весь экран: «Великую восточноазиатскую войну Япония вела в интересах самообороны». Эти слова взяты из текста объявления войны США и Великобритании, с которым в 1941 году выступил «божественный» император Хирохито. В героическом духе изображены японские солдаты и в двух популярных комиксах. Их автор Иосинори Кобаяси едва ли не каждый день появляется на телеэкране, открыто высказывая националистические и реваншистские взгляды на историю войны.
О национальной гордости говорит Тадаэ Такубо -- автор нового учебника истории для старшеклассников, утверждение которого 3 апреля министерством образования вызвало международный скандал. Пекин и Сеул заявили Токио официальный протест, Южная Корея на несколько дней отозвала из Японии посла и отменила запланированные ранее совместные военные учения. Южнокорейцы жгли японские флаги, южнокорейский депутат провел 6-дневную голодовку у стен японского парламента в Токио.
Такубо искренне удивляет реакция соседей. «Мы решили написать такой учебник, чтобы способствовать возрождению у нации чувства патриотизма, которому сегодня у нас почти нет места», -- сказал он журналистам, начисто отрицая приверженность идеям национализма и реваншизма. Но как иначе оценить взгляды авторов учебника, в котором развязанная императорской Японией агрессия называется «великой восточноазиатской войной» для построения в регионе «великой сферы сопроцветания»? Эти два термина взяты из лексикона военного правительства, которое отправляло японских солдат на завоевание Кореи, а потом Китая и других стран Восточной Азии.
Во имя «освобождения» японские захватчики превратили миллионы мужчин в рабов, а примерно 100 тысяч женщин загнали в армейские бордели, где их цинично называли «женщинами для удовольствий». Под лозунгом построения «великой сферы сопроцветания», которая должна была прийти на смену европейскому колониальному владычеству в Азии, японские солдаты устроили в декабре 1937 года кровавую резню в китайском Нанкине. Трагедия этого города, где захватчики уничтожили более 300 тысяч жителей, в новом учебнике скромно именуется «нанкинским эпизодом», который, указывают составители, по масштабу не идет ни в какое сравнение с холокостом. При этом солдаты императорской армии изображаются как смелые воины, «с честью смотревшие в лицо смерти».
Если бы утверждение нового учебника, вызвавшее резкое ухудшение отношений Токио с соседями, было досадным недоразумением (а их случалось немало при предыдущем премьере Мори), то новый кабинет Коидзуми, имел прекрасную возможность исправить ошибку. Но правительство четко и однозначно заявило, что не намерено ничего пересматривать. Оно обещает только принять во внимание обеспокоенность Сеула и Пекина, заверяя, что учебник не отражает официальную позицию Токио и является лишь одним из десятков утвержденных пособий, школы же могут по своему усмотрению выбрать для преподавания истории любой. Впрочем, другие учебники если и отличаются от скандального издания, то не пафосом, а акцентами. Так, в одном из пособий для средней школы всей войне на Тихом океане 30--40-х годов отводится менее пяти страниц, зато подробно освещается победоносная война с Россией 1905 года.
Реваншисты, националисты и правые экстремисты были в послевоенной Японии всегда, но заметного воздействия на социальную жизнь не оказывали. Нация, построившая общество процветания на базе невоенной экономики, всегда жила сама по себе, а националисты -- сами по себе. Их военизированные автобусы и джипы, оснащенные мощными громкоговорителями, сегодня встречаются на улицах японских городов не чаще, чем раньше, а может быть, даже реже. Но в общественном сознании явно наметился крен вправо.
Причину этого некоторые видят в продолжающейся уже десять лет экономической депрессии, которая лишила многих японцев привычных жизненных целей, вот они и потянулись к идеалам «славного прошлого». Скорее всего дело обстоит сложнее. На протяжении послевоенных десятилетий японцы под надзором США строили на островах вторую экономическую державу мира, задумываться о прежнем величии было некогда. Теперь же, привыкнув к благополучию, они «вспомнили» о вещах духовных, прежде всего о собственной национальной гордости.
Власти чутко улавливают общественные настроения и поворачивают штурвал политического корабля вправо, в сторону националистических идеалов. Коидзуми намерен добиваться отмены конституционного запрета на обладание вооруженными силами (они стыдливо называются силами самообороны) и пообещал, что 15 августа -- в день капитуляции Японии в войне на Тихом океане -- посетит токийский храм Ясукуни, где покоятся не только простые солдаты и офицеры, но и военные преступники, казненные в 1949 году по приговору Токийского трибунала, в том числе лидер милитаристской Японии генерал Хидэки Тодзио, инициатор войны.
До Коидзуми храм отважился посетить 15 августа только один премьер -- «ястреб» Ясухиро Накасонэ. Это было в 1985 году -- через семь лет после того, как семеро военных преступников были причислены к пантеону святых храма Ясукуни. Коидзуми назвать «ястребом» язык не поворачивается -- уж очень не вяжется с таким ярлыком богемный вид нового премьера, известного пристрастием не к боевым искусствам, а к классической музыке и изысканным тонким винам. К тому же Коидзуми не допускает откровенно одиозных высказываний, которыми славились его предшественник Мори и члены прошлого правительства.
В январе экс-премьер, например, поразил всех скандальной ремаркой о том, что он «родился накануне «великой восточноазиатской войны». А его министр обороны Хосэй Норота недавно сообщил мировой общественности, что Япония была вынуждена вступить во вторую мировую войну в результате действий, предпринятых Соединенными Штатами.
Коидзуми таких глупостей не делает. Вернуть народу чувство былого национального величия он собирается без лишней трескотни в печати. Тем более что слишком резкий крен в сторону реваншизма и милитаризма может напугать не только партнеров Японии, но и саму страну, которая давно стала частью мировой экономики и вряд ли готова поступиться ради престижа достигнутым уровнем благосостояния.
Вячеслав БАНТИН, Токио,
Корр. РИА «Новости» -- специально для газеты «Время новостей»