|
|
N°106, 22 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Потому что нельзя
Правительство объяснило ЮКОСу, как избежать банкротства
Дело ЮКОСа приближается к развязке. Дальнейшая судьба нефтяной компании перестала быть табуированной темой для чиновников российского правительства. После того как на прошлой неделе Владимир Путин заявил, что российские власти не заинтересованы в банкротстве компании, вчера недостатка в комментариях министров на эту тему не было.
Государство дает понять, что может пойти на компромисс с компанией и не уничтожать ее. И даже объясняет возможный механизм такого компромисса: скорее всего в ближайшее время будет снят арест с активов нефтяной компании, наложенный судом в качестве обеспечительной меры по иску Министерства по налогам и сборам на сумму 3,4 млрд долл. И тогда за счет полученных от реализации имущества средств, по мнению министра финансов Алексея Кудрина, ЮКОС рассчитается с бюджетом. Менеджеры компании к такому сценарию готовы и уже выбрали «жертвенную корову» -- по словам заместителя председателя правления ЮКОСа Юрия Бейлина, прежде других будут проданы акции «Сибнефти», которые неожиданно стали для опального холдинга непрофильным активом.
Вчера г-н Кудрин, выступая на конференции для иностранных инвесторов, организованной «Ренессанс Капиталом», подтвердил, что МНС и ЮКОС начали переговоры. «Насколько я знаю, ЮКОС предложил МНС сотрудничество по погашению выдвинутых претензий. Идет сотрудничество по возможности погашения выдвинутых обязательств», -- сказал он. А заместитель министра финансов Сергей Шаталов не исключил, что налоговые претензии к ЮКОСу могут быть скорректированы в сторону уменьшения. Он отметил, что в принципе существуют два способа решения налоговых споров: либо в суде, либо во внесудебном административном порядке, в соответствии с которым налогоплательщик может представить свои возражения на результаты налоговой проверки. Правда, компания уже посылала свои претензии в министерство, однако сумма претензий налоговиков не уменьшилась ни на копейку. Но теперь чиновник не исключает, что если такие аргументы у компании есть, то МНС их рассмотрит, и если они «будут приняты во внимание, это может изменить сумму».
Вчера финансовый директор ЮКОСа Брюс Мизамор в очередной раз подтвердил, что на счетах компании хранится порядка 1 млрд долл. А г-н Бейлин в ходе горячей линии для акционеров и сотрудников компании заявил, что в случае если выплата налогов по судебному решению будет реструктуризирована, «существенного ущерба производственной деятельности компании нанесено не будет, потому что тогда на погашение претензий будет направляться не больше 30--35% чистой прибыли».
Но г-н Кудрин полагает, что государство ждать не уплаченных в 2000 году денег уже не может, и не сомневается, что ЮКОС наберет необходимую сумму лишь в том случае, если продаст часть своего имущества. «У менеджмента такой выбор есть», -- вполне прозрачно намекнул министр.
Стоит отметить, что пока ЮКОС все же не может воспользоваться этим предложением -- все активы компании находятся под арестом, за исключением производимой холдингом продукции. Однако суд в любой момент может отменить это решение.
Тем не менее сами менеджеры ЮКОСа вчера еще и не подозревали, что их сотрудничество с налоговиками уже началось. «В настоящее время переговоры с МНС не ведутся, мы посылали еще ряд писем, касающихся техники возможного исполнения судебного решения, потому что есть такие важные вопросы, как операционный остаток на счетах, что важно для операционной деятельности компании, -- заявил утром г-н Бейлин. -- Если бы была достигнута договоренность, то компания могла бы и заимствовать на рынке до нескольких миллиардов долларов. В случае размораживания счетов мы можем произвести заимствование на ЮКОС». Так как ЮКОС по-прежнему полагает, что события будут развиваться по самому пессимистичному сценария, он уже начал расплачиваться со своими кредиторами, чтобы спасти от претензий МНС хоть какую-то часть средств. Видимо, компания представила себя банкротом и в соответствии с законодательством о банкротстве составила очередь кредиторов, в которой банки стоят раньше, чем налоговики. Как известно, осенью прошлого года ЮКОС занял 1 млрд долл. у синдиката иностранных банков и 1,6 млрд долл. у своего основного акционера Group MENATEP, проведя операцию через банк Societe Generale. В принципе, пока оба кредитора не требовали гасить долги. Однако ЮКОС, по словам г-на Мизамора, в мае заплатил 188 млн долл. Societe Generale и 118 млн. долл. -- группе западных банков. В июне компания планирует выплатить обоим кредитам в сумме еще 190 млн долл.
Но так как после заявления Владимира Путина считать ЮКОС банкротом неэтично, г-н Бейлин солидаризировался с некоторыми правительственными чиновниками и вчера также высказал мнение о том, что продажа активов поможет его компании расплатиться с долгами. По его словам, «в первую очередь продается имущество, не связанное с производственной деятельностью, прежде все это акции, имеющиеся на балансе, например акции «Сибнефти». Во вторую очередь должны продаваться активы, которые не были в исходном плане приватизации. В третью -- то, что было в процессе приватизации. А уж какие конкретно активы, это вопрос переговоров». Отвечая на вопрос, какие акции "Сибнефти" могут быть проданы, если допэмиссия акций ЮКОСа, участвовавшая в сделке по слиянию компаний аннулирована, г-н Бейлин сказал: "У нас еще 35% акций на балансе остается (которые были проданы ЮКОСу за 3 млрд долл. -- Ред.)». В свою очередь неназванный источник в компании заявил информационным агентствам, что «ее («Сибнефть». -- Ред.) нельзя назвать важным и основным активом», очевидно, подразумевая тот факт, что все товарные и финансовые потоки сейчас фактически подконтрольны команде Романа Абрамовича и ЮКОС является лишь формальным акционером «Сибнефти».
Бумаги ЮКОСа вчера продолжили расти и подорожали на 6,94% в РТС и на 8,83% на ММВБ.
Денис РЕБРОВ