|
|
N°106, 22 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заход на посадку
Бывшие руководители «Аэрофлота» снова обвиняемые
Мосгорсуд вчера отменил приговор Савеловского суда Москвы по скандальному делу «Аэрофлота», вынесенный в марте этого года. Дело отправлено на новое рассмотрение. Таким образом, для бывших топ-менеджеров авиакомпании все начинается практически сначала. Савеловский суд признал большинство обвинений, выдвинутых против них Генпрокуратурой, несостоятельными. Теперь же они вновь числятся обвиняемыми во всех прежних тяжких «грехах» -- мошенничестве, отмывании денег, невозврате из-за границы валютной выручки и хищении 254 млн долларов.
Обе стороны -- и обвинение, и защита -- восприняли такой поворот событий с энтузиазмом. «Факт мошенничества, совершенный руководителями «Аэрофлота», очевиден. Да вы сами посмотрите на них, они же вылитые мошенники!» -- заявила вчера гособвинитель Ирина Шляева. Решение об отмене приговора она посчитала вполне естественным: «Мы намерены до конца бороться за справедливость!» Сами обвиняемые -- бывшие первый заместитель главы «Аэрофлота» Николай Глушков, замгендиректора по маркетингу Александр Красненкер и главбух Людмила Крыжевская -- сдаваться также не намерены. Адвокаты считают, что их подзащитные должны быть полностью оправданы. «Мы будем бороться дальше. Решение кассационной инстанции незаконно и необоснованно, и я не исключаю, что мы будем его обжаловать в президиуме Мосгорсуда», -- заявил адвокат Красненкера Юрий Ларин. «Сегодняшнее решение подтверждает политический характер этого дела. Савеловский суд исключил из обвинения мошенничество, а Генпрокуратура, конечно, не могла с этим согласиться. Ведь все это было закручено с одной целью -- осудить Березовского, а в результате пострадали ни в чем не повинные люди», -- считает Семен Ария, адвокат Николая Глушкова.
Эпопея с делом «Аэрофлота» длится уже шесть лет. Следствие началось в 1998 году, аресты же последовали в 2000-м. Причем заочно обвинения были предъявлены позже и Борису Березовскому, который, по версии следствия, и разработал всю схему хищения денег авиакомпании. Он, кстати, до сих пор официально находится в розыске, хотя власти Великобритании предоставили ему политическое убежище.
Николай Глушков, которого, по показаниям бывшего главы «Аэрофлота» Евгения Шапошникова, ему рекомендовали как профессионального экономиста, занял пост финансового директора «Аэрофлота» в 1996-м. Почти сразу он выдвинул идею создания компании за рубежом, которая сконцентрировала бы все валютные поступления «Аэрофлота». Это, по мнению Глушкова, должно было повысить доход компании. В этих целях Глушков и Красненкер дали указание представительствам «Аэрофлота» перечислять валютную выручку швейцарской компании «Андава». Эта компания, в свою очередь, открыла специальный счет в банке UBS в Лозанне, куда перечислялось 80% валютной выручки «Аэрофлота».
Однако, как заявил на следствии г-н Шапошников, официального решения совета директоров компании и общего собрания акционеров о создании единого казначейского центра за рубежом не было. Глушков сам стал инициатором перевода денег именно в «Андаву». Он же был одним из соучредителей этой компании. В 1994 году у него была всего одна акция «Андавы», а в 1996-м -- уже 937 акций, а у Бориса Березовского -- 936 из общего количества 2500. Кроме того, по версии обвинения, в результате незаконных финансовых махинаций обвиняемых «Аэрофлот» брал на невыгодных для себя условиях кредиты у заграничных компаний -- ФОК, которой руководил Роман Шейнин, и «Грэндглэнд» (обе -- «дочки» «Андавы»). «Аэрофлот» якобы специально не возвращал вовремя долги, а ФОК, пользуясь правом самостоятельно списывать штрафы и пени со счетов «Андавы», заработал 214,9 млн рублей.
Процесс в Савеловском суде затянулся на три года, а приговор, вынесенный этой весной, удивил многих. Суд признал Глушкова и Красненкера виновными лишь в злоупотреблении полномочиями и в невозвращении валютных средств из-за границы, факт мошенничества остался недоказанным. Крыжевская, по приговору, была виновна в злоупотреблении полномочиями, Роман Шейнин -- в пособничестве остальным в превышении этих полномочий. Кроме того, Глушкова оправдали по обвинению в отмывании денег и осудили за попытку побега из-под ареста, и в этой части приговора Мосгорсуд вчера согласился с судом первой инстанции. За совершенные преступления ему было назначено наказание в виде лишения свободы на срок три года и три месяца, но поскольку подсудимый уже отбыл этот срок под арестом, то он был отпущен на свободу прямо в зале суда. Красненкер, Крыжевская и Шейнин получили соответственно 2,5, 2 и 1,5 года лишения свободы, но были освобождены от наказания по амнистии. Однако Генпрокуратура сразу подала протест, указав, что обвинение в мошенничестве было неправомерно исключено и переквалифицировано судом. И Мосгорсуд сейчас согласился в первую очередь с мнением именно обвинения.
Екатерина БУТОРИНА