|
|
N°105, 21 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Архитектура глубокого залегания
Власти Екатеринбурга собираются строить под землей даже жилье
Лавры московских градостроителей не дают покоя руководителям регионов. Власти Екатеринбурга тоже хотят со временем переместить ряд важных городских объектов под землю. Причем речь идет не только о паркингах и торговых комплексах, но даже и о жилых кварталах. Первые проекты мэрия намерена реализовать в ближайшие два-три года. Массовое же строительство подземных жилых и общественных зданий планируется провести до 2025 года.
Отсутствие земельных участков под застройку в центре Екатеринбурга стало в последнее время очень серьезным препятствием для развития города. Отчаявшись получить площади для развития бизнеса, предприниматели идут даже на подлоги. Так, один из бизнесменов, не имея никаких разрешений, построил в квартале от городской администрации высотное офисное здание. В настоящий момент он вынужден оплачивать снос своих построек, поскольку арбитражный суд признал их незаконными. Обыденными стали и захваты различными группировками зданий бывших НИИ, которые после акционирования превратились в офисные центры. Для того чтобы решить эту проблему, в администрации Екатеринбурга решили создать план развития города до 2025 года.
Согласно этому документу, свободные площади в Екатеринбурге должны появиться благодаря подземному строительству и выводу промышленных предприятий за границы города. Специалисты Уральской горно-геологической академии уже разработали проект по постепенному освоению площадей под городом. По этому документу, основными пунктами подземного строительства в ближайшие два-три года должны стать станции метро.
Начать свой амбициозный проект власти намерены со станции «Площадь 1905 года», расположенной рядом с мэрией города. По проекту на месте подземного перехода, ведущего к станции, появится трехуровневая постройка, верхний этаж которой -- самый близкий к поверхности -- займут торговые площади, второй станет транспортной развязкой, а третий -- самый нижний -- складскими помещениями.
На этом фантазия городских чиновников и архитекторов не заканчивается. Одновременно с освоением имеющихся площадок метро уже переписываются и проекты новых станций. Так строящиеся сейчас станции «Чкаловская» и «Ботаническая» решено сделать многоцелевыми комплексами, в состав которых будут входить новый подземный автовокзал, деловой центр и все те же торговые площади. В управлении архитектуры Екатеринбурга корреспондента газеты «Время новостей» заверили в том, что подземные объекты будут безопасны и не нанесут вреда уже имеющимся постройкам на поверхности, поскольку и осадка грунта, и воздействие давления грунтовых вод просчитаны и внесены в проект.
Один из разработчиков проекта, профессор Уральской горно-геологической академии Дмитрий Половов, рассказал, что проект предусматривает даже постепенный перевод под землю трамвайного пути на оживленных трассах и создание подземного пространства в жилых зонах. По замыслу создателей проекта и городской администрации, в 2025 году будет рассматриваться вопрос о строительстве первого подземного жилого дома.
Главным же минусом всех этих проектов их авторы считают скудость городского бюджета, который не способен самостоятельно покрыть все расходы, связанные со строительством. Но городские власти надеются, что их инициативы и программы подземного развития будут одобрены российским правительством, что поможет в привлечении инвестиций. При этом екатеринбургские бизнесмены в успех планов мэрии не верят, так как считают подземное строительство слишком дорогим удовольствием. Ведь только первая очередь программы потребует привлечения средств, сопоставимых с годовым бюджетом Екатеринбурга, -- 8 млрд рублей.
Кстати, семь лет назад власти Екатеринбурга уже анонсировали проект подземного торгового центра -- своего рода аналога московской Манежной площади. Сдать объект планировалось в 1998 году. Однако до сих пор место первого городского подземного центра огораживает бетонный забор.
Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург