Время новостей
     N°105, 21 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.06.2004
Все мы немного шотландцы
В этом сезоне дорогое и не слишком популярное у наших сограждан туристическое направление -- Шотландия -- стало немного более демократичным. С начала июня открылся прямой авиарейс Москва -- Эдинбург, благодаря чему путь в страну вересковых пустошей и озер стал на пять часов короче и на несколько сотен долларов дешевле.

Но даже после этого отдых в Шотландии остается удовольствием для состоятельных ценителей. Однако, как считают шотландские туристические власти, таких в России с каждым годом будет все больше.

Практически все великие сыны человечества родом из Шотландии. Ну по крайней мере имели шотландского предка в третьем-четвертом колене. Либо, на худой конец, поддерживали с этой областью Соединенного Королевства неочевидные для посторонних, однако прочные и продолжительные связи. К такому выводу в шотландской столице Эдинбурге приходишь очень быстро, стоит только послушать, что местные гиды рассказывают про городские достопримечательности и памятники.

Судите сами. Все, кого мы ошибочно привыкли считать английскими историческими фигурами, оказались шотландцами просто поголовно. Основоположник политэкономии Адам Смит? Местный, вон университет, где он преподавал двести лет назад.

Романист Вальтер Скотт? Разумеется, отсюда. Вон исполинский памятник-часовня в его честь на главной торговой улице Эдинбурга. А что это за памятник поменьше рядом? Первопроходцу Африки, открывателю водопадов на реке Замбези, чистокровному шотландцу (а вовсе не англичанину, как вы думали) Давиду Ливингстону!

А сколько славных сынов Шотландии присвоила себе Америка! Если вы считаете, что электрическую лампочку изобрел американец Томас Алва Эдисон, вы абсолютно заблуждаетесь! На самом деле ее создал шотландец Томас Алва Эдисон (просто он родился в штате Огайо, но это совершенно не мешает нынешним шотландцам считать его своим).

А откуда, например, пошла русская поэзия? Вопрос не так прост, как кажется. Навести на правильный ответ, возможно, сможет такой бесспорный исторический факт: первым знаменитым поэтом в роду Лермонтовых был вовсе не Михаил Юрьевич, а Томас-рифмач Лермонт, творивший в XIII на шотландском острове Скай. А в Валерии Брюсове и Константине Бальмонте воплотились гены других шотландских родов, занесенные в Россию при Петре I.

Те немногие видные иностранцы, которым не посчастливилось произойти от шотландских предков, непременно сами являлись в Шотландию, чтобы оставить свой след здесь. При входе в Военный музей Шотландии в Эдинбургском замке взгляд невольно цепляется за портрет бравого кавалериста в полковничьем мундире. Что-то очень-очень знакомое есть в его ясных глазах и русой бородке... Так и есть! Это государь-император Николай II. Перед первой мировой войной он целое десятилетие числился почетным командиром одного из местных кавалерийских полков, на память о чем и подарил свой портрет, писанный рукой Валентина Серова.

А разве после Николая российские политические лидеры перестали приезжать в Эдинбург? Ничего подобного. «Вон отель Calrdonia, -- покажет вам местный гид. -- Там останавливался Горбачев во время своего первого визита в Великобританию в 1983 году. Сюда ему принесли известие из Москвы, что умер Андропов».

Если это и легенда, то она ничуть не хуже другой местной: что якобы под Королевской милей -- центральной улицей старого Эдинбурга, упирающейся одним концом в замок, а другим -- в королевский дворец Холируд, есть тайный подземный ход. И что якобы однажды местный волынщик спустился в этот ход, играя на своем инструменте, и пропал. И хода больше никто никогда не смог отыскать. А печальный звук волынки иногда раздается теперь из-под мостовой Королевской мили.

Волынка там действительно играет -- слышал своими ушами. Как, впрочем, они играют почти всегда, почти в любой точке Шотландии. Какие из инструментов реальные, а какие волшебные -- разобраться с непривычки сложно. Ключ к тайне подземного музыканта все тот же гид посоветовал поискать в Москве. «Когда в прошлом году в Эдинбург приезжал Владимир Путин, его охрана, вероятно, нашла заколдованный подземный ход, -- говорит гид. -- Они вообще все здесь нашли, потому что все перевернули вверх дном».

Размышляя, как тесно и непринужденно переплетаются в древнем Эдинбурге дела секретных служб с проделками привидений, я поднял глаза... И встретился взглядом с далай-ламой! Тибетский первосвященник помахал мне рукой из проезжавшего автомобиля с широко открытыми окнами. Как, неужели и в нем есть что-то шотландское?!

Ближе, чем Лондон

В те дни (в начале июня) в Эдинбурге гостили три фигуры первой величины: королева Елизавета II, далай-лама и председатель совета директоров авиакомпании «Трансаэро» Александр Плешаков. Во всяком случае так выглядело дело через призму местной прессы. Все местные газеты благожелательно осветили прилет первого самолета из Москвы, которым «Трансаэро» открыла свой еженедельный эдинбургский рейс. Некоторые добросовестные репортеры вспомнили, что, строго говоря, самолет это второй. А первый лайнер из Москвы побывал здесь в июле прошлого года, доставив Путина и сопровождавших его специалистов по поиску подземных туннелей.

«Во время полета я узнал, что Эдинбург -- ближайшая к Москве точка Великобритании», -- сообщил собравшимся г-н Плешаков. Он имел в виду, что полетное время до шотландской столицы примерно на полчаса короче, нежели до Лондона. А также в переносном смысле -- богатые исторические связи Шотландии с Россией в прошлые века (об этом см. выше). В обозримой перспективе глава «Трансаэро» пообещал укрепить связи шотландцев не только с нашей страной, но и с лежащими дальше на восток государствами Азии. «Мы летаем на Тайвань, -- сказал глава «Трансаэро». -- Думаю, что туристов оттуда мы скоро увидим здесь». Присутствовавшие шотландцы возбужденно загалдели. «У нас в Москве их уже много, -- обнадежил г-н Плешаков. -- Год уже летаем». Попутно он пообещал стыковать эдинбургский рейс с Гонконгом, постсоветскими республиками Средней Азии, а также Анадырем, куда его компания начала летать месяц назад, и Сингапуром, который она собирается освоить осенью.

Шотландцы встретили эти планы с полным пониманием и даже энтузиазмом. На следующее утро в ведущей национальной газете Scotsman появилась заметка о том, что британское консульство в Москве слишком придирчиво относится к соискателям въездных виз из числа россиян и что эти строгости угрожают перспективам русского туризма в Шотландию. В британском дипломатическом ведомстве заметка вызвала откровенное раздражение, а российские дипломатические источники в Эдинбурге сообщили газете «Время новостей», что по части въезда-выезда у Шотландии с Россией существует примерный паритет. «В 2002 году наше консульство выдало 17 тыс. виз в Россию, а в 2003-м -- 23 тыс.», -- сообщил газете «Время новостей» генеральный консул России в Эдинбурге Владимир Малыгин. Надо сказать, что статистические данные местного бюро по поддержке туризма VisitScotland о въезде россиян свидетельствуют: в 2002 году нас там было ровно 17 тыс. В 2003-м, правда, зарегистрировано всего 13 тыс., но эта цифра предварительная. Полную статистику за прошлый год шотландцы еще не обработали.

Опасная игра

В дни нашего пребывания в Шотландии премьер-министр этой территории Джек Макконнелл пережил самый острый политический кризис за все время его пребывания в должности. И спровоцирован этот катаклизм был очень по-шотландски, гольфом.

Этой игре местная элита предана с такой же (а может быть, и еще большей) беззаветностью, как и соседи-англичане. Поэтому когда премьер-министр обнаружил, что на один и тот же день он приглашен в гольф-клуб и на межправительственный саммит, выбор для него был очевиден. 6 июня премьера ждали на званый ужин по поводу 250-й годовщины гольф-клуба Royal and Ancient, где также должен был присутствовать внук королевы Британии принц Эндрю.

В тот же день президенты США, Франции, России, канцлер Германии, британский премьер Тони Блэр и сама королева Елизавета собирались отметить в Нормандии 60-ю годовщину открытия второго фронта в мировой войне. Макконнелл получил приглашение и туда. Премьер попытался уклониться от зарубежной поездки, отправив вместо себя шотландского министра финансов Энди Керр. Попытка дезертирства вызвала возмущение ветеранских организаций. «Мы понимаем, что годовщина Royal and Ancient -- важное дело, -- признавала в своем заявлении одна из этих ассоциаций. -- Но все же премьеру следует быть в Нормандии». Макконнелл усугубил свою вину объяснениями, что-де приглашение в гольф-клуб было получено им раньше и что теперь ехать в Нормандию он никак не может. Политические наблюдатели заговорили, что это упрямство будет стоить правящей партии тысяч голосов на ближайших выборах. Очевидно, Макконнелл сообразил, что так оно и будет. За два дня до назначенных торжеств он пошел на попятную и присоединился к мировым лидерам в Нормандии.

Михаил КУКУШКИН