|
|
N°91, 28 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Набурили!
Россия на пороге кризиса перепроизводства нефти
Впервые за последнее десятилетие Россия начала активно увеличивать добычу нефти. По сравнению с удачным прошлым годом ежедневный уровень добычи в нынешнем вырос еще на 7,5%.
«Не вижу в этом ничего радостного», -- заявил газете «Время новостей» президент «Сибнефти» Евгений Швидлер. Нефтяные компании России стали нервничать из-за того, что их радужные планы по производству все большего количества нефти не встречают адекватного спроса внутри страны, а экспорт по-прежнему ограничен мощностью портов и трубопроводов, а также политикой правительства.
Для загрузки своего единственного НПЗ в Омске «Сибнефть» вынуждена сейчас докупать нефть у других компаний, так как ей не хватает собственной. Однако высокие цены на сырье стимулировали инвестиции в новые проекты компании, и к концу года «Сибнефть», по словам г-на Швидлера, станет добывать ровно столько, сколько нужно (20--23 млн т нефти в год). Компании, у которых «Сибнефть» традиционно закупала нефть, например «Сургутнефтегаз», к концу года будут вынуждены судорожно пристраивать все возрастающие ее излишки.
«Потом у «Сибнефти» наступит некий предел, а у остальных он уже наступил. Все много набурили за это время (время высоких мировых цен на нефть. -- Ред.) и добывают больше. Вывозить за пределы России сложно, а здесь экономика, то есть потребление, не растет с такой скоростью, поэтому возникло перепроизводство продукта. Цены падают, сбыт сложнее, ведь он ограничен не только ценой, но и литрами», -- считает президент «Сибнефти».
Первым о наступившем пределе заговорил ЮКОС. Еще в начале февраля компания заявила, что ее производственные мощности позволяют добыть в 2001 году 58 млн т нефти, однако отсутствие рынков сбыта вынудило сократить план добычи до 56 млн т. «Если нефтедобывающие подразделения знают, куда можно продать дополнительные 2 млн т нефти, пусть добывают», -- раздраженно сказал тогда на пресс-конференции вице-президент ЮКОСа Николай Бычков.
По прогнозам Минэнерго, в этом году Россия добудет около 340 млн т нефти, из них примерно 140 млн т будет экспортировано. Оставшееся, видимо, предполагается перерабатывать в России и Белоруссии. По прогнозам главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, ежегодное потребление в России не превысит до 2005 года 200 млн т.
Выступая недавно в Американской торговой палате, г-н Ходорковский представил собственный прогноз развития российской нефтяной отрасли, согласно которому к 2005 году добыча нефти в стране вырастет до 420 млн т в год. Этот рост, по его мнению, произойдет исключительно за счет увеличения экспорта и строительства новых экспортных трубопроводов.
«Я потому и говорю про 2005 год, что новые трубопроводы заработают только тогда», -- сказал г-н Ходорковский газете «Время новостей».
Опасения Ходорковского и Швидлера разделяет и президент «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов. «Мы очень надеемся, что страна все-таки начнет демонстрировать экономический рост, хотя бы процентов пять. Не дай бог, если мы начнем производить больше нефти, чем нужно!» -- воскликнул Богданов на недавней пресс-конференции в Сургуте. Он убежден, что Россия нуждается в добыче примерно 360--380 млн т нефти в год. «Газпром» уменьшил производство газа, и нефтяники должны восполнить нехватку энергоресурсов в стране, мы не должны стать стопором развития экономики», -- оптимистично рассуждает президент «Сургутнефтегаза». Вопрос только в том, будет ли экономика развиваться. Евгений Швидлер считает, что «если добыча превысит 350--360 млн т в год, нефть уже точно некуда будет девать».
Для всех нефтяных генералов ясно, что главный источник увеличения рынков сбыта нефти и нефтепродуктов -- это экспорт. Внутри страны цены на нефтепродукты стабильно падают, начиная с декабря прошлого года. Единственным исключением стал небольшой всплеск цен на летнее дизельное топливо, вызванный потребностями сельского хозяйства.
Недавняя танкерная война в Петропавловске-Камчатском, когда «Роснефть» отказалась отгружать мазут «Камчатэнерго», а ЛУКОЙЛ тут же согласился заменить госкомпанию, наглядно продемонстрировала все возрастающую степень конкуренции на рынке. «Пусть отдают бесплатно, если хотят», -- подшутил над ЛУКОЙЛом президент «Роснефти» Сергей Богданчиков.
Видимо, хотят, и не только ЛУКОЙЛ. «Мне не нравится эта укрепившаяся с советских времен традиция закрепления регионов за конкретными компаниями. Должен быть рынок -- бензоколонка ЮКОСа, рядом бензоколонки «Сургута», ЛУКОЙЛа. Пусть потребитель выбирает», -- говорит Владимир Богданов.
«Сибнефть» также ожидает всплеска конкуренции на внутреннем рынке нефтепродуктов. «Сейчас у нас есть защищенный рынок. Просто наш Омский завод расположен так, что мы естественным образом контролируем территорию. Но потом, если будет совсем плохо, то там появится много других компаний», -- прогнозирует развитие ситуации г-н Швидлер.
На фоне развернувшейся напряженной борьбы за рынки внутри России компании сталкиваются с неотрегулированностью системы экспорта нефти из страны. Совсем недавно крупные нефтяные компании в очередной раз написали письмо в правительство с просьбой установить равный для всех порядок доступа к экспортной трубе. Сейчас правительство ежеквартально составляет график экспорта нефти из страны, в который заложены объемы экспорта, заведомо ниже реальных. Разница распределяется в виде дополнительных квот, выделение которых рождает подозрения в коррупции чиновников.
Ответственный за ТЭК вице-премьер Виктор Христенко предлагает продавать дополнительные квоты на аукционах (до 25% экспорта). Однако компании считают аукционы изощренной формой коррупции. «Если введение аукционной системы приведет к потере компаниями рынков сбыта, уменьшению добычи, это будет преступление», -- считает Владимир Богданов.
«Выходом из ситуации могло бы стать увеличение экспорта нефтепродуктов, тогда на российские заводы можно было бы направить больше нефти», -- говорит Михаил Перфилов из Petroleum Argus. Однако экспорт нефтепродуктов сдерживают высокие железнодорожные тарифы и экспортные пошлины.
Ограничения по экспорту нефтепродуктов правительство сохраняет из страха, что новой зимой страна опять начнет мерзнуть без света и тепла. Заверения нефтяников, что «внутренний рынок полностью закрывается», на чиновников пока не действуют. Тем более что к концу лета, когда начинаются закупки топлива на зиму, все ожидают сезонного всплеска цен на нефтепродукты. Возможно, что, пережив следующую зиму, правительство поймет плюсы и минусы нефтяного изобилия и упростит режим экспорта и нефти, и нефтепродуктов. Между тем нефтяники уже сейчас хотят знать, стоит ли вкладывать деньги в добычу нефти или «черное золото» завтра станет никому не нужным.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ