Время новостей
     N°105, 21 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.06.2004
Кредит доверия иссяк
"Уралвагонзавод" грозит взыскать долги с РЖД в суде
Собственника железнодорожной инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), входящего по выручке в пятерку крупнейших компаний страны, с уставным капиталом больше, чем у «Газпрома» и РАО «ЕЭС» вместе взятых, уличили в неплатежеспособности. В конце недели крупнейшее вагоностроительное предприятие России «Уралвагонзавод» (УВЗ) напомнило, что железнодорожники до сих пор не заплатили за поставленные в этом году 600 полувагонов, задолжав уже порядка 600 млн рублей.

Конфликт «Уралвагонзавода» и РЖД может негативно повлиять не только на производственные программы, но и на финансовую политику железнодорожников. Как известно, РЖД собираются выйти на рынок заемного капитала (в июле АО намерено получить международный кредитный рейтинг, осенью выпустить рублевые облигации на 12 млрд руб., а в 2005 году вывести ценные бумаги на сумму до 1 млрд долл. на внешние рынки), в преддверии чего выстраивает перед инвесторами позитивный имидж. Железнодорожники уже объявили о получении в первом квартале чистой прибыли в размере 8 млрд руб. (это превышает годовой план), а также начислении 590 млн руб. первых дивидендов в бюджет.

Как следует из распространенного в пятницу пресс-службой УВЗ сообщения, в среду завод выставил в адрес РЖД претензию за поставленную, но не оплаченную продукцию на сумму 589,5 млн руб., включая проценты. Это уже не первое обращение вагоностроителей к РЖД. Неделей раньше, 11 июня, на заводе заявили, что долг РЖД составляет 400 млн руб. и продолжает расти, что ставит завод «в сложное экономическое положение». К концу месяца задолженность РЖД, по данным УВЗ, превысит 800 млн рублей.

Нижнетагильцы уверяют, что строго выполняют график поставок: в апреле в рамках проекта РЖД по обновлению грузовой техники с конвейера завода сошли первые 100 полувагонов с улучшенными эксплуатационными характеристиками, в мае -- 150, в июне -- 350, в августе запланировано довести темп выпуска до 1000 штук в месяц. Однако, как следует из пятничного пресс-релиза УВЗ, «за отгруженную продукцию до сих пор не получено ни копейки, что позволяет говорить о неплатежеспособности железнодорожников». К слову, в пятницу в РЖД заявили, что на капстроительство (в том числе и вагоностроение) в этом году направят 87 млрд руб., из которых 27,5% уже освоено.

Сразу после выхода пресс-релиза в РЖД пообещали до конца июня погасить долги перед УВЗ. Впрочем, иного выхода у железнодорожников не было: нижнетагильцы заявили, что «оставляют за собой право обратиться с иском о взыскании этой суммы в арбитражный суд». Дальнейшее осложнение отношений с крупнейшим вагоностроительным заводом страны, который к тому же является единственным производителем целого ряда типов вагонов, не на руку РЖД. Тем более что УВЗ, который выпускает также военную технику, в том числе и танки Т-90, неоднократно давал понять, что может переориентироваться на других клиентов.

И тем не менее претензии завода в РЖД сочли «не в полной мере обоснованными». Задержку оплаты, осуществляемую по лизинговому договору, в пресс-службе АО объяснили «юридическими сложностями, на преодоление которых юристам пришлось затратить немало времени». А поскольку поставщики якобы были в курсе событий, железнодорожники усмотрели в выпуске специального пресс-релиза УВЗ «желание завода повысить цену на свою продукцию».

Деловые отношения РЖД и УВЗ и прежде складывались неровно. В 2002 и 2003 годах железнодорожники обвиняли нижнетагильский завод в срыве поставок и в том, что вагоны требуют доработок. «На рынке транспортного машиностроения складывается парадоксальная ситуация, когда есть оплаченный спрос на вагоны, но фактически отсутствует их предложение», -- возмущался глава РЖД Геннадий Фадеев. В УВЗ в ответ напоминали, что предлагали поставить еще в 2002 году дополнительно 220 полувагонов (четыре состава), но, так и не дождавшись ответа, продали их «частникам, которые заплатили более высокую цену». Неспособность в полной мере выполнять заказы железнодорожников на УВЗ объясняли тем, что РЖД отказывается фиксировать договоренности контрактами: в результате вагоностроители не могут строить долгосрочные планы и вести в отсутствие предоплаты подготовку к производству (меткомбинаты поставляют сырье не ранее чем через месяц после предоплаты).

В конце 2003 года г-н Фадеев на УВЗ подписал генеральное соглашение о закупке в Нижнем Тагиле до 2010 года 115 тыс. полувагонов, которое на заводе называют «экономической удавкой». Со слов представителей УВЗ, позиция РЖД направлена на жесткое фиксирование в этом договоре индекса инфляции (не более 10% в год), однако не учитывает роста внутренних цен на металлопродукцию, который в течение 2003-го и начала 2004 года составил более 50% и прямо пропорционально увеличил себестоимость продукции машиностроителей.

Согласно пресс-релизу нижнетагильского завода, конфликт между РЖД и УВЗ ставит под угрозу выполнение контракта на изготовление и поставку в 2004 году 6 тыс. грузовых полувагонов нового поколения. В качестве причины вагоностроители называют нехватку оборотных средств, вызванную несвоевременной оплатой РЖД.

Яна ВИКТОРОВА