|
|
N°105, 21 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дирижер американской экономики
Сенат США без особых дискуссий утвердил 78-летнего Алана Гринспена главой Федеральной резервной системы (ФРС) на пятый 4-годичный срок. Внося в конгресс предложение об этом назначении, президент Джордж Буш последовал примеру других обитателей Белого Дома -- Рональда Рейгана, своего отца Джорджа Буша-старшего и Билла Клинтона.
До этого только Уильям М. Мартин держался на посту главы ФРС столь долго: хотя его понуждал к отставке и демократ Джон Кеннеди, и республиканец Ричард Никсон, а он стоял себе у руля американской экономики долгие 19 лет, с 1951 по 1970 год, пока позволяли здоровье и закон. Если Гринспен прослужит полный срок, он побьет рекорд Мартина. Но скорее всего "король Алан" лишь повторит его и уйдет в отставку в конце января 2006 года: он еще и член совета директоров ФРС, а срок их службы ограничен 14 годами и не продлевается.
Алан Гринспен стал главой ФРС в августе 1987 года и почти сразу принялся разгребать обвал, случившийся той осенью на мировых финансовых рынках. Затем были два продолжительных экономических спада в США, по восемь-девять месяцев каждый, азиатский финансовый коллапс 1997 года, российский дефолт 1998 года и без счета других проблем. В чем секрет его мастерства, не знают даже друзья председателя ФРС. Внешне, как говорит эксперт-экономист из Гарвардского университета Грегори Манкив, все элементарно: "Проанализировать экономические показатели и установить процентную ставку по кредитам на правильном уровне". Но Гринспен приходит к решениям не столько рационально, сколько интуитивно. Как выразился другой его знакомый, "это скорее алхимия, а не физика твердого тела".
Гринспен в ответ на вопросы о своем секрете отшучивается одним и тем же анекдотом: "Три пациента психбольницы потребовали, чтобы их отпустили. "Хорошо, -- говорит врач, -- устроим экзамен: сколько будет дважды два?" Один сказал: "Пять". Другой сказал: "Вторник". Третий ответил правильно. Двое первых отправились обратно в палату, а третьего выписали. На прощанье доктор спросил его, как он узнал ответ. "Очень просто, -- ответил пациент, -- я пять помножил на вторник!"
Никаких интервью глава ФРС не дает. Статей не пишет. Более-менее регулярно он появляется лишь на слушаниях в конгрессе. Но там его обращения и ответы столь глубокомысленны, что пользы из них извлечь нельзя. "Алан владеет искусством говорить, ничего не говоря, -- замечает нобелевский лауреат по экономике Роберт Солоу. -- Так делают руководители всех центральных банков. Они вроде кальмаров -- выпустят чернильное облако и скрываются».
Пресса утешается описаниями появления на свет этих шедевров ораторского искусства. Обычно Гринспен работает над ними ранними утрами в горячей ванне. Так он одолевает застарелые боли в спине, а еще это способ вызвать озарение в самое продуктивное для Гринспена время суток. Председатель утверждает, что его умственный коэффициент в шесть утра процентов на 20 выше, чем в шесть вечера.
Глава ФРС и не так давно ставшая его женой молодая тележурналистка Эн-би-си Андреа Митчелл два-три раза в неделю появляются на приемах в Вашингтоне и очень часто в театрах. А публицист Боб Вудворд назвал свою книгу о жизни председателя ФРС "Маэстро". Гринспен в юности хотел стать музыкантом. Он окончил одну из лучших музыкальных школ Нью-Йорка, год гастролировал с оркестром Леонарда Гармента, играл на саксофоне, кларнете и флейте. На почве музыкальных пристрастий он сейчас подружился с президентом Всемирного банка Джеймсом Вульфенсоном, скрипачом высокого класса. Родители Андреа Митчелл в качестве свадебного подарка прислали зятю превосходный рояль "Стенвей".
Но тяга к музыке у Гринспена сливалась с пристрастием к магии чисел. Любовь к цифрам у него наследственная. Его отец был брокером на нью-йоркской бирже, а мать -- продавщицей. В возрасте 4--5 лет он без труда перемножал в уме трехзначные числа, а школьные математические задачи решал без карандаша и бумаги. В 20 лет после успешного музыкального турне по стране он начал изучать экономику в Нью-Йоркском университете, и с тех пор она остается главным делом его жизни. "Он принадлежит к числу людей, которые знают, сколько болтов с плоской шляпкой есть в автомобиле "Шевроле" и что случится с экономикой, если оттуда вынуть три таких болта", -- говорит о председателе ФРС бывший конгрессмен-демократ Фрэнк Икард.
В 1952 году, в 26 лет, Алан Гринспен предпринял первую попытку жениться. Его избранница была художницей. Звали ее Джоан, а фамилия ее, как и у нынешней жены Гринспена, была Митчелл. Брак вскоре распался, но жена успела познакомить его с Эйн Рэнд. Писательница и социолог российского происхождения, Эйн Рэнд проповедовала в те годы теорию "объективизма", или, по другой терминологии, "рационального эгоизма": общество функционирует наиболее эффективно тогда, когда люди в нем активно преследуют личный интерес. Эта идея запала в душу Гринспена. Он поддерживал дружеские отношения с Эйн Рэнд до самой ее смерти в 1982 году.
С таким идеологическим багажом Алан Гринспен идет по жизни более полувека и с неизменным успехом. Правда, редкие критики председателя ФРС отмечают, что порой его гибкость смахивает на конформизм. Так, при Клинтоне Гринспен яростно отстаивал необходимость сокращения дефицита госбюджета и снижения уровня государственного долга. При Буше он вдруг оказался сторонником уменьшения налогов, предсказывая, что профицит бюджета сохранится. Прогноз не сбылся. Американский бюджет в прошлом году оказался в дефиците на 374 млрд долл. В нынешнем финансовом году дефицит грозит перевалить за 500 млрд долл. И теперь глава ФРС, не смущаясь, твердит, что "управляемый" госдолг не таит угроз экономике.
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон