|
|
N°105, 21 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Особенности иракского суверенитета
В Ираке наступает новый исторический период -- через десять дней стране вернут суверенитет. Торжественная церемония передачи власти иракцам состоится 30 июня. Гражданская администрация США в Ираке во главе с Полом Бремером прекращает существование, распущен и Временный управляющий совет Ирака. Организация Объединенных Наций признала, что оккупация этой страны закончилась.
Странно, но в уже суверенном Ираке иностранные войска останутся в том же количестве, если не в большем. В стране каждый день гибнут десятки людей, по сути, война продолжается. О парадоксах иракского суверенитета обозреватель газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА спросила человека, который лучше всех разбирается в этих тонкостях, -- специального представителя Генсека ООН по урегулированию в Ираке Лахдара БРАХИМИ. Вместе с американцами и самими иракцами он занимался подбором новых иракских министров. И это он разрабатывал концепцию будущего Ирака.
-- 30 июня в Багдаде американцы торжественно объявят о возвращении иракцам суверенитета, независимости. Но какой же это суверенитет? По-моему, одна только видимость, а вся церемония -- очковтирательство, ведь американцы останутся в Ираке.
-- Я не согласен с таким утверждением. Суверенитет -- это такая ценность, которая либо есть, либо ее нет. Здесь дело в смысле. Либо суверенитет признается, либо -- нет. Да, американцы оккупировали Ирак (в марте прошлого года. -- Ред.). И вот теперь они же, американцы, заявляют, что признают суверенитет Ирака. Причем США сами выступили за возвращение суверенитета иракцам. А Совбез ООН в своей резолюции (принята 8 июня 2004 года за №1546. -- Ред.) закрепил целый ряд моментов. ООН изменила многие пункты проекта этой резолюции, предложенного американцами, в лучшую для иракцев сторону.
Например, сначала американцы требовали, чтобы армия и полиция Ирака находились под командованием американских сил. Теперь же решено, что они будут подчиняться политическим властям Ирака. Американцы добивались, чтобы остающиеся в Ираке иностранные войска, которые впредь будут называться Многонациональными силами (МНС. -- Ред.), были полностью свободны в действиях и решениях, делая все по собственному усмотрению. Но резолюция Совбеза гласит, что МНС могут проводить операции в Ираке только после согласования с иракскими властями. Это очень важные моменты. И это проявления самого настоящего суверенитета. Конечно, сохраняется проблема того, что в Ираке 150 тыс. иностранных солдат (из них американцев около 135 тыс. -- Ред.). Но эта проблема не суверенитета, а власти, ее полномочий.
-- И что означает «проблема не суверенитета, а властных полномочий»?
-- Иракское правительство будет поставлено в определенные рамки, местные власти ограничены в своих возможностях. Тому две причины. Первая: потому что это временное правительство, то есть оно поставлено во временные рамки -- работать ему всего семь месяцев.
(До 31 января 2005 года в Ираке пройдут прямые выборы в Переходную национальную ассамблею, которая будет отвечать за формирование переходного правительства. Конституционное правительство появится к 31 декабря 2005 года. -- Ред).
Второе -- все-таки в Ираке 150 тыс. иностранных военных, и это ограничивает возможности власти. Но, к примеру, еще одно проявление того, что суверенитет настоящий, -- это то, как и кем будут распределяться природные ресурсы Ирака. А они, несмотря на острые споры об этом, будут распределяться самими иракскими властями.
-- Особенно американцы спорили, наверное, о нефтяных ресурсах?
-- Да, и было решено, что и нефтью будут распоряжаться иракцы. Так что 30 июня в действительности произойдут коренные изменения. Останутся кое-какие практические вопросы: как, к примеру, будут строиться отношения между МНС и иракским правительством. И здесь многое зависит от самих иракцев -- будет ли у них в результате больше власти или меньше.
-- Тем не менее часть доходов от продажи иракской нефти будет идти не самим иракцам, а в Парижский банк, на особые счета ООН. То есть опять деньги -- мимо кармана иракцев, как это было и до войны во время почти 12-летних международных экономических санкций!
-- Ну, кое-какие финансовые проблемы не решены. Еще задолго до прошлогодней войны международное сообщество решило, что Ирак должен компенсировать материальный ущерб соседнему Кувейту, понесенный из-за иракской агрессии 1990 года. Однако и тут иракцам пошли навстречу -- отчисления уменьшены.
-- И сколько сейчас?
-- Раньше надо было отчислять 30% от ежегодного объема поступлений от продажи нефти. А сейчас только 5%! И это тоже положительный момент. Хорошо и то, что иракцы создадут орган, который будет следить за распределением ресурсов, что-то вроде аудита.
-- Иракское правительство сможет потребовать, чтобы иностранные войска ушли из страны?
-- Да, такое право у иракцев есть. Американцы пообещали, что тут же подчинятся этому требованию.
-- Многие иракцы все равно настроены критично к происходящему. Ваша роль тоже вызывает подозрения и критику: мол, Брахими помог американцам сделать все закулисно. Ведь новых иракских министров фактически назначили американцы. Ни международной конференции по Ираку не провели, ни посовещались с делегатами от народа...
-- Что в такой ситуации могла решить международная конференция? В нынешних условиях это бесполезно...
-- Г-н Брахими, ведь это идея России была, между прочим, провести такую конференцию еще до 30 июня. Ну, иракцы бы посоветовались, поговорили...
-- Конечно, иракцы ожидали от ООН больше, чем реально ООН смогла им дать. Но мы стремились к максимальной прозрачности. И мы всегда подчеркивали, что пришли в Ирак по просьбе американцев, которые, собственно, пока и есть настоящие правители Ирака. Правительство Ирака -- это г-н Бремер, больше никто другой. Ничего в Ираке до сих пор не могло делаться без согласования с главой американской администрации Полом Бремером. Собственно, и я направился в Ирак на основании письма-просьбы об этом, поступившего от г-на Бремера Генсеку ООН Кофи Аннану. Там Бремер попросил от ООН помощи.
-- Помощи кому?
-- Ему, г-ну Бремеру! Такое же письмо пришло от Временного управляющего совета Ирака (ВУСИ, созданный в июле прошлого года, прекращает существование и уступает место Временному правительству. -- Ред.). Причем они в Багдаде решили, даже издав об этом постановление, что новое временное правительство будет формироваться путем консультаций между ВУСИ и тем же Бремером! А прибегать к ООН только в случае необходимости! Вот в таких узких рамках мы действовали. И все-таки в итоге мы расширили эти рамки. Некоторые люди думают, что ООН в Ираке могла действовать как обычно. Нет. Ничего обычного. Очень узкое поле для маневра было для ООН в Ираке.
-- Ну, игра-то американская, по американским правилам. Давайте признаем это.
-- Дело не в том, американской ли была игра. Главное, американцы признали две вещи. Первое -- они признали, что не могут до бесконечности оставаться в Ираке. Второе -- они признали, что не способны действовать в одиночку, без помощи международного сообщества. Вспомните, был момент, когда американцы тоже попросили ООН о помощи: но только с тем, чтобы еще больше закрепиться в Ираке. Мы им отказали в предоставлении такой помощи. Но когда они сказали нам: «Мы хотим уйти из Ирака! Помогите нам!» Разве могла ООН ответить отказом на такую просьбу? ООН не могла отказать!
-- По-вашему, американцы уйдут из Ирака хотя бы через год? Если, конечно, Временное иракское правительство не попросит об этом раньше.
-- Без сомнений. Американцы уйдут из Ирака.
-- Но на деле и после 30 июня все, что касается иностранных войск, изменится лишь формально? Ну, назвали эти войска Многонациональными силами. А раньше кто-то эти войска называл оккупационными, а кто-то коалиционными. Почему их было не заменить войсками ООН?
-- Люди, которые допускают такую возможность, не знают, как реально обстоят дела с войсками ООН. Все страны, у которых есть сильные армии, в том числе и Россия, в последнее время отказываются от активного участия в составе контингентов ООН, под флагом ООН и по приказу Генсека ООН. Другое дело выступить под собственным флагом в составе Многонациональных сил, созданных в соответствии с резолюцией ООН. А ООН часто довольствуется войсками третьего мира, бедными и неподготовленными. ООН никогда не нашла бы для отправки в Ирак 150 тыс. солдат. Это невозможно. 5 тыс., 10 тыс., ну максимум 20 тыс. Все! Такова правда.
-- Вы хотели бы, чтобы в составе МНС участвовали и российские военные?
-- Это вопрос не к нам. Если бы это были войска ООН, то тогда априори они были бы открыты к участию всех, в том числе россиян. А участники МНС договариваются сами между собой. Жаль, что есть много неточностей в освещении этой проблематики. Я иногда злюсь на журналистов, которые просто игнорируют факты, реальные вещи, которые будто не знают, что в ООН есть богатые, влиятельные государства, а есть бедные, что все не так просто, как пытаются упростить СМИ.
-- Ирак еще со времен Саддама Хусейна остался должен многим странам, в том числе России, много миллиардов долларов. Почему США требуют, а ООН особо здесь не возражает, простить эти долги? Причем даже не частично, а полностью!
-- Почему нет?
-- Но там же и российские деньги! Общий долг был почти 9 млрд долл. Ну, может, 60% Москва соглашалась списать. Но не слишком ли -- просить полного списания?
-- Я смотрю на это по-иному, под другим углом зрения. Ведь все же без исключения осудили прежний режим Ирака. Повторяю: все осудили. Этот режим принес много бед иракскому народу и закабалил иракский народ еще и этими неподъемными внешними долгами. Саддам принес много вреда. До такой степени, что кое-кто в мире решил помочь иракцам избавиться от Саддама. А теперь что ж, опять заставлять иракцев платить по счетам Саддама?
-- Пусть тогда американцы, раз уж так они всем помогают, выплатят России за иракцев их долги.
-- Да я-то не против. Американцы, правда, и так обещали вложить в Фонд помощи Ираку 18 млрд долл. Я считаю лишь, что иракцы и так были закабалены. Этот народ заслуживает помощи. Я даже считаю, что иракцев надо было избавить и от необходимости выплачивать эти компенсации за войну с Кувейтом. Но в том случае компенсаций требуют частные лица и компании, а вот государства могли бы отказаться от таких требований.
-- Вы встречались раньше с представителями прежнего иракского режима. С Саддамом, по-моему, тоже...
-- Да. И не раз.
-- И как вам нравится вероятность того, что Саддама приговорят к смертной казни?
-- Разве я когда такое говорил?
-- Вы не говорили, но новые иракские власти намекают, что таким может быть приговор трибунала.
-- Но меня-то это уже не касается.
Беседовала Елена СУПОНИНА