|
|
N°90, 25 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Старые споры о главном
Реформа РАО «ЕЭС России» остается в центре внимания чиновников
Участники обсуждения реформы электроэнергетики приступают к новому этапу согласований. В прошлую субботу правительство одобрило представленные Минэкономразвития «Основные направления реформирования электроэнергетики», отправив их, однако, на месячную доработку с участием членов рабочей группы Госсовета Виктора Кресса. Замглавы МЭРТ Андрей Шаронов заявил вчера, что первое заседание «согласительной» рабочей группы намечено на следующую неделю. Подробности о составе рабочей группы пока не известны. Зато оказалось, что один из основных оппонентов концепции МЭРТ, советник президента Андрей Илларионов о новом этапе согласований ничего не знает -- о наличии рабочей группы и планирующемся ее заседании г-н Илларионов впервые услышал от корреспондента газеты «Время новостей».
Тем не менее своего рода заочные консультации начались именно вчера, когда гг. Шаронов и Илларионов (разумеется, по отдельности) рассказали журналистам о текущем состоянии дел.
Андрей Илларионов назвал четыре группы коренных противоречий между концепцией МЭРТ и докладом рабочей группы Кресса, по которым уже найдено или еще требуется найти компромиссное решение. Первая касается наличия или отсутствия в плане реформы подготовительного периода. Если первоначально МЭРТ вообще не планировал подготовительный этап, а рабочая группа Госсовета отвела на него полтора года, то по итогам заседания правительства возобладала позиция группы Кресса. Это фактически подтвердил вчера г-н Шаронов, сказавший, что реформирование энергетики начнется с подготовки законодательной базы и финансового оздоровления региональных энергокомпаний. По его словам, летом или осенью в Думу будут представлены основополагающий закон об электроэнергетике, а также изменения в закон о естественных монополиях и в тарифное законодательство.
На этом компромиссы заканчиваются. Следующее разногласие касается структуры собственности выделяемой из РАО федеральной сетевой компании (ФСК). По версии МЭРТ, она должна была быть 100-процентной «дочкой» РАО, по версии группы Кресса -- быть его «сестрой», то есть, как и РАО, на 52% принадлежать государству, на 48% -- остальным акционерам холдинга. В пользу своей позиции представители МЭРТ говорят, что таким образом государство сохранит полный контроль над стратегически важной сферой, а Андрей Илларионов утверждает, что госконтроль над «дочками» РАО -- миф. Владимир Путин, по словам его советника, согласен с тем, что ФСК должна быть независимой от РАО.
Сохраняются разногласия и по поводу «начинки» федеральной сетевой компании (по мнению МЭРТ, в нее должны войти не только магистральные сети РАО «ЕЭС», но и магистральные и «межсистемные» сети, подконтрольные региональным АО-энерго; группа Кресса считает, что создание супермонополиста вредно, но передача «межсистемных» сетей может обсуждаться на основе прозрачного механизма). С этим связано и еще одно из ключевых разногласий -- могут ли на энергорынке существовать вертикально интегрированные компании, какими сейчас являются АО-энерго. Программа МЭРТ предусматривает запрет на их существование под предлогом того, что каждая из них -- монополист на локальном рынке. Группа Кресса считает, что это утверждение ложно, поскольку любой поставщик энергии, являясь одновременно ее производителем, при возможности купить более дешевую энергию у соседа непременно ею воспользуется.
Два проекта отличает не просто разница моделей реструктуризации -- оба варианта символизируют идеологически разные подходы. Концепция, подготовленная в группе Виктора Кресса, несомненно, выражает либеральный подход: по ней от нынешнего монстра РАО «ЕЭС России» остается действительно естественная монополия -- федеральные магистральные сети. Версия МЭРТ позволяет сохранить олигархическую структуру в энергетике, при которой теоретически контроль над раздутой монополией оставлен за государством, но на деле все активы сконцентрированы под управлением менеджмента. Таким образом, отрасль будет управляться не экономическими, а административными методами: когда государству понадобится, оно уволит главного менеджера. Нельзя сказать, что такой подход невозможен. Но рынок, судя по снижению акций РАО в течение всей этой недели, считает его неразумным.
Андрей ДЕНИСОВ