Начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин вчера на заседании правительства, где обсуждались бюджетные параметры будущего года, выступил с резкой критикой проекта бюджета-2005. Главный пафос выступления начальника Генштаба -- армии недоплачивают.
Ставшие сегодня привычными выпады военачальника в адрес финансового ведомства начались несколько лет назад -- едва ли не сразу после занятия им второй по значимости должности в военном ведомстве. Многим памятно ошарашивающее признание начальника Генштаба о «закритичном состоянии вооруженных сил». Впрочем, резкость вчерашнего выступления г-на Квашнина во многом объясняется еще и тем, что принятые думцами несколько дней назад поправки к закону «Об обороне» резко понизили должностной статус начальника Генштаба, которому пришлось поунять свои трудно скрываемые амбиции.
Терять Анатолию Квашнину нечего, а приобрести он может прибавку к военной части бюджета и славу эффективного "отраслевого" лоббиста. Как выразился вчера г-н Квашнин, представленный проект бюджета «не дает оснований предполагать о существенном изменении отношения к национальной обороне и не позволяет вывести вооруженные силы из кризиса». Речь между тем идет о цифрах существенных и ежегодно подрастающих. Расходы на национальную безопасность правительство постоянно увеличивает с 2000 года. Объем же государственного оборонного заказа с 2002 года увеличивается ежегодно на миллиард долларов (см. таблицу, подготовленную Центром анализа стратегий и технологий).
В проекте госбюджета 2005 года традиция сохраняется -- государственный оборонный заказ предполагается увеличить на 43--45 млрд руб. Деньги планируется направить на развитие оборонки, большинство из полутора тысяч предприятий которой влачит жалкое существование. Правительство в следующем году намерено наконец озаботиться обновлением производственной и элементной базы, продолжить приоритетные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), а также закупить для войск хоть что-то из нового вооружения и военной техники.
Глава Минфина Алексей Кудрин, комментируя тенденцию роста военных расходов, был даже несколько высокопарен. Коснувшись в своем выступлении обеспечения Россией ядерного паритета и ядерного сдерживания в мире, г-н Кудрин заключил: «Это наша судьба, и мы должны за это платить».
Платить в следующем году придется не только за "судьбу". Еще за планируемое увеличение денежного довольствия военнослужащих, за создание широко разрекламированной ипотечной накопительной системы для военных, которая, как надеются в Минобороны, позволит решить жилищный вопрос. Прибавим сюда реализацию программы сокращения срока службы призывников с 2008 года до одного года вместо двух и напрямую связанное с ней финансирование перехода на контрактный способ комплектования. Будут увеличены расходы на космическую и «некоторые другие новые программы».
Все эти обстоятельства заставили увеличить расходы на национальную оборону на 83,8 млрд руб., доведя общую сумму до 519,4 млрд руб. (2,9% от ВВП). А совокупные расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, составят 894,2 млрд руб. -- на 145,7 млрд больше, чем в прошлом году.
Однако прибавка начальника Генштаба не порадовала, поскольку она, по его словам, обусловлена «только структурными изменениями в бюджетной сфере». Генерал армии, было видно по всему, готов выложить и другие весомые аргументы, но при этом вынужден оперировать конфиденциальными сведениями -- поэтому о «камуфлированных» рублях начальник Генштаба пока умолчал и речь свою сократил. В итоге Анатолий Квашнин просил членов правительства прибавить денег на государственную программу вооружений, разобраться с механизмом замены льгот военнослужащих денежными компенсациями, а ассигнования на вооруженные силы рассчитывать, исходя не из плановых цифр инфляции, а из реального роста цен. И привел убедительный пример: при инфляции 10% рост тарифов на перевозки военнослужащих составил 18%.
Полемику решено продолжить на заседании правительственной комиссии по военно-промышленным вопросам, которая традиционно рассматривает закрытые статьи бюджета.
Государственный оборонный заказ
Год |
Всего |
|
НИОКР |
|
|
Млрд руб. |
Млн долл. |
Млрд руб. |
Млн долл. |
2000 |
48 |
1700 |
14,833 |
527 |
2001 |
52 |
1790 |
22,972 |
790 |
2002 |
79 |
2500 |
22,9 |
730 |
2003 |
110 |
3470 |
45 |
1430 |
2004 |
148 |
4823 |
52,21 |
1702 |