Время новостей
     N°104, 18 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.06.2004
Болезнь роста
Экономика отказывается удваивать ВВП
Вчера был поставлен рекорд продолжительности заседаний кабинета министров, возглавляемого Михаилом Фрадковым. Более шести часов министры обсуждали уточненный прогноз социально-экономического развития страны на 2005 год и на период до 2007 года, разработанные на его основе основные характеристики федерального бюджета-2005, а также перечень федеральных целевых программ (ФЦП), которые подлежат финансированию в следующем году.

Итоги дискуссии, порой беспрецедентно острой, едва ли можно назвать оптимистичными. Показатели прогноза и выкладки бюджета показывают, что выполнить амбициозное задание президента -- удвоить ВВП к 2010 году -- чрезвычайно сложно, если вообще возможно. После заседания это публично признал глава Минэкономразвития Герман Греф. Он заявил журналистам, что динамика роста экономики в 2004 и 2005 годах не позволяет говорить об удвоении ВВП.

Впрочем, члены кабинета министров поняли это уже в самом начале заседания, когда слушали Германа Грефа. Он сообщил, что рост ВВП по итогам 2004 года ожидается на уровне 6,6%. Даже несмотря на то, что за январь--май экономика выросла на 7,3%.

Испортит столь благоприятную статистику (напомним, что для удвоения ВВП к 2010 году экономика должна расти не менее чем на 7,2% в год) второе полугодие, когда, по оценкам МЭРТ, немного снизятся цены на нефть. Это приведет к снижению темпов роста по итогам года до 6,6%. На следующий год прогноз еще более пессимистичен -- 5,9%. Лучших показателей, судя по всему, не стоит ожидать и в последующие годы. Как заявил министр экономики, «если положительных сдвигов в национальной конкурентоспособности не произойдет, то темпы роста могут сократиться до 3--4% в год». «Мы стоим перед необходимостью создания новых источников роста», -- добавил он.

Как раз на формирование источников -- или, как сейчас модно говорить, точек роста -- денег и не хватает. Необходимы, по словам г-на Грефа, вложения инвестиционного характера хотя бы на уровне 3,5% от ВВП, а не как сегодня -- 1,5%. «Финансирование НИОКР и науки у нас 1% ВВП, а в развитых странах -- 3%ВВП», -- сетовал министр.

Глава Минфина Алексей Кудрин, представлявший основные характеристики бюджета 2005 года, попробовал успокоить г-на Грефа, заявив, что бюджет как раз нацелен на структурные изменения экономики и поддержание экономического роста. Правда, весомых доказательств не привел. Министр больше говорил о том, каким образом будут сбалансированы бюджеты регионов после разграничения доходных источников и расходных полномочий между федеральным центром и субъектами федерации, как будут латать дыры в Пенсионном фонде (в результате снижения ЕСН с 2005 года он теряет, по оценкам Минфина, 190 млрд руб.). А также о том, как не допустить несбалансированности бюджета вследствие более высоких, чем в 2004 году, выплат по внешнему долгу. В последних двух случаях палочкой-выручалочкой должен стать стабилизационный фонд, который формируется с начала этого года за счет дополнительных поступлений от высоких цен на нефть. Объем стабфонда в первом полугодии следующего года превысит 500 млрд руб. Поступления сверх этой суммы по закону уже можно тратить. Минфин предполагает направить 80,9 млрд руб. в Пенсионный фонд (оставшийся дефицит будет покрыт за счет остатков на счетах фонда), а еще 91,6 млрд руб. -- на покрытие несбалансированности бюджета. При этом использование стабфонда, по признанию г-на Кудрина, приведет к увеличению непроцентных расходов.

Намерение Минфина использовать средства стабилизационного фонда вызвало бурную дискуссию. Приглашенный на заседание правительства член бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов высказался против «проедания» средств из "кубышки" на покрытие дефицита Пенсионного фонда. На его взгляд, эти деньги можно тратить не на текущие нужды бюджета, а, например, на погашение внешнего долга. Глава Минприроды Юрий Трутнев вообще заявил: «Если мы создаем стабфонд, значит, не умеем тратить деньги». Использовать уже накопленные средства министр предложил на развитие промышленности, на повышение конкурентоспособности ее продукции, что приведет к высокому экономическому росту. «Сейчас же мы с гордостью показываем прессы, произведенные в Германии в 1937 году», -- сказал г-н Трутнев.

Вступив в дискуссию, Алексей Кудрин высказался категорически против направления средств стабфонда на инвестиции. Министр угрожал ростом реального курса рубля и повышенной инфляцией. По его словам, в последние 2--3 года при серьезном росте денежной базы стабилизационный фонд играет роль инструмента, снижающего влияние этого прироста на укрепление рубля и усиление инфляции.

Впрочем, более серьезные разногласия у членов правительства обнаружились во время обсуждения судьбы федеральных целевых программ (ФЦП), общая сумма расходов на которые в 2004 году оценивается в 179 млрд. руб. МЭРТ устами замминистра Виталия Савельева предложило существенно сократить количество ФЦП и одновременно пересмотреть оставшиеся для повышения эффективности расходования бюджетных средств. По мнению г-на Савельева и МЭРТ в целом, министерства и ведомства использовали ФЦП в основном для финансирования своей обычной деятельности. «Раньше это был способ вытряхнуть деньги из Минфина. Теперь надо попробовать действовать программно-целевым способом», -- сказал г-н Савельев. Он сообщил, что из 104 проанализированных ФЦП 10 готовы к финансированию в 2005 году, 34 находятся в стадии готовности, 47 должны быть переработаны, а оставшиеся 13 ликвидированы. Премьера Михаила Фрадкова, по не совсем понятым причинам, выступление замминистра не удовлетворило. Он постоянно прерывал докладчика, давая понять, что его не устраивает работа министерства по ФЦП. За подчиненного вступился Герман Греф. Довольно эмоционально он заявил, что выполнен огромный объем работы, которую на МЭРТ «повесили». Он даже предложил другим ведомствам взять на себя функцию фильтра федеральных целевых программ, однако смельчаков не нашлось. Как сказал Герман Греф, работая над этой проблемой, приходится разбираться с финансированием десятков тысяч предприятий. И при этом находиться между молотом и наковальней -- министрами, губернаторами и нехваткой денег.

Впрочем, Алексей Кудрин с коллегой согласился не во всем. Что привело к жаркой полемике, почти перебранке между двумя министрами. Они никак не могли разобраться с объемами финансирования ФЦП в 2005 году. Алексей Кудрин доказывал, что объем финансирования ФЦП составит 208 млрд руб. по сравнению со 179 млрд в 2004 году. С учетом увеличения на 11 млрд расходов на капитальные вложения, общий прирост расходов на ФЦП достигнет 40 млрд руб., говорил г-н Кудрин. Г-н Греф возражал, что согласно паспортам федеральных целевых программ, объем финансирования в следующем году должен составить 250 млрд руб., однако из этого объема предлагается профинансировать только 208 млрд, в результате чего недофинансирование составит около 20%. К согласию министры так и не пришли.

В результате Михаил Фрадков поручил Минэкономразвития полностью разобраться с ФЦП до 5 июля. К этому дню МЭРТ должно подготовить окончательный перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2005 году.

Доходы федерального бюджета 2005 года запланированы на уровне 3 трлн 103 млрд руб., расходы -- 2 млрд 916 млн руб., профицит -- 187 млрд руб. Проектировки бюджета исходят из среднегодовой цены на российскую нефть на уровне 26 долл. за баррель, инфляции 8,5%, среднегодового курса рубля на уровне 30,2 рубля за доллар.

Михаил ВОРОБЬЕВ