|
|
N°104, 18 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Либерализация в действии
«Газпром» начал терять рынок Германии
Несмотря на заверения топ-менеджеров «Газпрома» в их полной боевой готовности к либерализации рынка газа в Европе, минувший год дает серьезный повод усомниться в этом. Заместитель председателя правления компании, отвечающий за экспорт, Юрий Комаров сообщил вчера, что в 2003 году «Газпрому» пришлось потесниться на рынках Германии и Франции, снизив поставки в эти страны. Эта информация выглядит удручающе на фоне того, что потребление газа в этих государствах, как и во всей Европе, подросло на 2--3%. А основной прирост газпромовского экспорта в дальнее зарубежье обеспечили страны Восточной Европы, прежде всего Венгрия, Румыния и Турция.
В целом г-ну Комарову выпала возможность в основном говорить о приятном. «Несмотря на сохранение превышения предложения газа над спросом на фоне неблагоприятной общехозяйственной конъюнктуры и низких темпов экономического развития в Европе, наш экспорт газа в дальнее зарубежье вырос на 3,3% и достиг 133 млрд кубометров (с учетом реэкспорта среднеазиатского газа эта цифра превысила 140 млрд кубометров. -- Ред.)», -- заявил г-н Комаров. Более того, прошлый год принес «Газпрому» рекордную экспортную выручку в размере 16,5 млрд долл. Средняя экспортная цена на газ, поставляемый в европейские страны, выросла в среднем на 27% по сравнению с 2002 годом. А текущая ситуация на европейском рынке газа практически гарантирует, что этот результат будет побит. За первое полугодие «Газпром» ожидает выручить 9,4 млрд долл. по сравнению с 8,8 млрд за аналогичный период прошлого года, а это значит, что компания имеет неплохие шансы довести годовые поступления от экспорта до круглой цифры в 20 млрд долларов.
«За пять прошедших лет наши экспортные продажи в объемах выросли в 1,1 раза, а экспортная выручка -- в 1,6 раза. Этому способствовал не только рост цен на энергоносители, но и предпринимаемые нами усилия по сохранению рынка в условиях европейской либерализации», -- сказал г-н Комаров. Однако очень скоро выяснилось, что он слегка лукавил. Несмотря на рост потребления газа в Европе, связанный с переводом тепловых станций на этот вид топлива, самый крупный потребитель газа «Газпрома» -- Германия -- снизила закупки у российского монополиста на 2 млрд кубометров. По итогам 2003 года в эту страну было поставлено 29,6 млрд кубометров. Кроме того, на 200 млн кубометров меньше купила Франция (годовой объем -- 11,2 млрд).
Топ-менеджер «Газпрома» объяснил снижение поставок, в частности, обострением конкуренции в результате либерализации рынка газа в Европе. Он пояснил, что эти страны имеют существенные возможности по приобретению газа на спотовом рынке Великобритании и Норвегии, тем самым подтвердив опасения экспертов относительно способностей «Газпрома» отстаивать свои позиции в новых условиях. Масштабы газпромовских потерь пока не приняли катастрофического характера -- упущенную выгоду компании можно оценить в 70--80 млн долл. Но при этом очевидно, что с развитием спотовой торговли они будут расти как снежный ком.
Г-н Комаров заявил, что уже в этом году «Газпром» намерен переломить ситуацию и восстановить объемы поставок газа в Германию и Францию, снижение которых произошло в прошлом году. «Мы примем меры, чтобы эту проблему решить», -- пообещал он. В частности, по его словам, «Газпром» может использовать механизмы поставок «летнего» газа, закаченного в ПХГ, а также спотовые продажи. Зампред оценил спотовую часть рынка в 7% от годового объема продаж с перспективой роста до 15--20% -- именно столько составляет разница между законтрактованными обязательствами поставщика и объемом газа, подпадающего под правило «бери или плати».
Чтобы полностью сохранить свою долю на рынке Европы, «Газпрому» предстоит нарастить объемы собственных продаж на споте до такой же пропорции. В прошлом году «Газпром» в идеале должен был продать около 10 млрд кубометров (7%), в то время как реализовал таким образом всего лишь 2 млрд. По словам г-на Комарова, в текущем году предпринимаются попытки удвоить продажи газа на краткосрочном рынке. Но при этом «Газпром» ставит перед потенциальными покупателями довольно сложно выполнимые задачи, а именно, ждет от них большей цены, чем по долгосрочным контрактам. Уже это делает его предложение менее конкурентоспособным по сравнению с британским и норвежским газом.
Когда же спотовая торговля в континентальной Европе разовьется до уровня, который позволит полностью покрывать разницу в 15--20% (а случится это в ближайшие пару лет), потери рынка «Газпромом» станут более ощутимыми. Исправить же положение будет очень трудно, поскольку восстанавливать позиции на рынке в условиях жесточайшей конкуренции и значительного предложения будет очень непросто.
Говоря об экспортной стратегии, г-н Комаров отметил восточноевропейское направление, которое «Газпром» активно развивает. Наглядная тому иллюстрация: треть прироста экспорта концерн обеспечил за счет Румынии (на 1,6 млрд кубометров) и Венгрии (на 1,3 млрд). Активная экспансия «Газпрома» в эти страны скорее всего объясняется еще и серьезными планами компании по участию в приватизации их газовых активов.
Алексей ГРИВАЧ