|
|
N°105, 21 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Развилка с политическим уклоном
«Газпром» не знает, в каком направлении расширять экспортные газопроводы
После того как «Газпром» при поддержке российской дипломатии сумел отстоять в переговорах с Брюсселем сохранение системы долгосрочных контрактов на поставку газа, главной проблемой в отношениях с Европой стала газотранспортная. Минимальные объемы экспортных обязательств российского концерна в 2008 году по действующим контрактам составляют 147 млрд кубометров. Однако реальная цифра с учетом продления ряда контрактов должна составить минимум 175 млрд кубометров, а при хорошей конъюнктуре и оптимистичных темпах роста потребления может превысить 200 млрд кубометров. Это требует существенного развития газотранспортной системы до пунктов сдачи газа на территории России и, самое главное, транзитных стран -- Белоруссии, Польши и Украины. В качестве альтернативы этим направлениям, как известно, рассматривается возможность строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) по дну Балтийского моря.
Строительство газопровода Ямал--Европа по территории Белоруссии и Польши в Германию началось в 1995 году с целью диверсифицировать экспортные потоки (до этого времени поставки практически полностью осуществлялись транзитом через Украину), а также расширить экспортные возможности «Газпрома». Кроме того, имело место чисто прагматическое соображение, связанное с тем, что это самый короткий маршрут доставки российского газа на основной рынок -- в Германию. Сейчас объемы транспортировки по введенному участку газопровода составляют 18 млрд кубометров в год. Проектная мощность первой нитки газопровода составит 33 млрд кубометров в год после введения в эксплуатацию всех предусмотренных по проекту компрессорных станций (к концу 2005 года). В целом на реализацию проекта на территории России, Белоруссии и Польши будет затрачено около 2,1 млрд долл. Изначально предполагалось строительство второй ветки, которая должна была довести пропускную способность коридора до 70 млрд кубометров в год, что увеличило бы стоимость проекта до 5 млрд долл. Однако в связи с известным конфликтом между «Газпромом» и белорусскими властями, а также непростой судьбой первой нитки (проектные сроки ее сдачи давно прошли из-за разногласий с польской стороной) планы самого рентабельного направления расширения экспортной газотранспортной системы до необходимой пропускной способности оказались под большим вопросом.
Вместо этого «Газпром» начал активно разрабатывать проект строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) по дну Балтийского моря в ту же Германию. Пока существуют только предварительные оценки параметров СЕГ, а потому оценить его эффективность невозможно. Процесс идет больше в публичном поле, нежели в рамках реальной проработки технико-экономического обоснования газопровода и подведения под него инвестиционных источников. Протяженность подводной части газопровода из российского Выборга до немецкого Грайфсвальда, по предварительным оценкам, составит почти 1,2 тыс. км. Затраты на эту часть газопровода, по расчетам «Газпрома», ожидаются на уровне 3 млрд долл. (с учетом газопроводов -- отводов в Скандинавские страны), а общая стоимость проекта, включая продление трубы до Великобритании, -- 5,7 млрд долл. Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что эти расчеты чересчур оптимистичные, так как подводная транспортировка газа на большие расстояния является чрезвычайно сложной с технологической точки зрения и требует явно больших вложений. Предполагаемая пропускная способность газопровода с таким объемом инвестиций, по их мнению, находится на уровне всего лишь 19 млрд кубометров, что покроет лишь минимальные объемы потребности Европы в газе после 2008 года.
Третьим вариантом расширения экспортной трубопроводной системы является наиболее реальный на сегодняшний день -- но при этом весьма сомнительный с политической точки зрения -- проект строительства нового газопровода по территории Украины параллельно существующей газотранспортной инфраструктуре «Союз». Его маршрут начинается в Александровом Гае (Казахстан), проходит через Новопсков и завершается в Ужгороде. Фактически этот газопровод будет предназначен для транзита среднеазиатского газа по территории Украины в Европу, что важно в случае реализации контрактных обязательств между «Газпромом» и Туркменией, Узбекистаном и Казахстаном. Рассматриваются два варианта строительства трубы протяженностью 1,64 тыс. км: газопровод мощностью 30 млрд кубометров и стоимостью 2,5 млрд долл., а также мощностью 19 млрд кубометров в год, который оценивается в 1,7 млрд долл. Этот проект выглядит более реальным по сравнению с белорусским хотя бы потому, что с Киевом у Москвы нет столь жесткого противостояния, как с Минском. Кроме того, экономическая целесообразность этого строительства гораздо более очевидна, чем СЕГ.
В то же время и у этого направления имеются крайне серьезные недостатки. Как известно, на высшем государственном уровне Киев согласился с необходимостью создания международного газотранспортного консорциума (ГТК) по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. Об этом было объявлено на трехсторонней встрече президента России Владимира Путина, канцлера Германии Герхарда Шредера и президента Украины Леонида Кучмы в июне 2002 года. Однако практически за два года совершен лишь ряд формальных действий, а по существу стороны так и не вышли на конкретную модель функционирования консорциума. При создании консорциума «Газпром» использовал широко распространенную в компании схему работы -- создание СП на паритетных началах. В случае ГТК учредителями стали «Газпром» и «Нефтегаз Украины». Предполагается также привлечение немецкой стороны, но условия ее вхождения в проект до сих пор не согласованы.
ГТК создается для обеспечения надежности и безопасности транспортировки газа в Европу, однако мнения его участников по функциональному содержанию разделились. Позиция Украины заключалась в передаче ГТК посреднических функций: покупка газа на российско-украинской границе и продажа его на Запад. Однако это предложение было сразу отвергнуто как противоречащее стратегическим интересам «Газпрома» и России. Российская сторона настаивала на приватизации газопроводной системы Украины. Но это предложение противоречило политическим интересам Украины. В качестве компромиссного варианта рассматривалась передача газотранспортных сетей Украины в концессию на длительный срок -- от 30 лет. Однако до сих пор модель концессии не утверждена, а предметного разговора о ее экономической составляющей не ведется, и, судя по всему, у Киева не хватит политической воли для такого шага.
Украинская сторона пока продолжает настаивать на реализации в рамках консорциума новых газотранспортных проектов, в частности Александров Гай -- Новопсков -- Ужгород. Однако «Газпром» категорически заявлял, что участвовать в строительстве новых мощностей в рамках ГТК (если не считать «расшивку» узких мест на действующей магистрали) будет только в том случае, если консорциум получит право управлять действующей газотранспортной системой Украины. А если модель концессии не будет реализована, значит, и значительного расширения мощностей на этом направлении ждать не стоит.
Александр ДАВЫДОВ