|
|
N°105, 21 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Северо- Европейский и украинский газопроводы являются конкурентами»
На вопросы «Энергии Европы» отвечает член правления компании Ruhrgas Йохен ВАЙЗЕ, возглавляющий департамент закупок газа и краткосрочной торговли.
-- Господин Вайзе, как вы намерены впредь развивать отношения с Россией в сфере закупок?
-- Контракты с «Газпромом» заключены сроком до 2030 года. Тем не менее следует постоянно поддерживать их жизнеспособность. Сбыт таких крупных объемов газа не является чем-то самим собой разумеющимся, в особенности в условиях обострения конкуренции на газовых рынках Германии и Европы. Вместе с «Газпромом» мы работаем над поддержанием конкурентоспособности наших контрактов. Кроме того, мы сотрудничаем в рамках новых проектов поставок российского природного газа. Потенциал увеличения сбыта имеется прежде всего в выработке электроэнергии и экспорте газа в Великобританию, которая в ближайшие годы станет нетто-импортером. В связи с тем, что в составе концерна E.on компания Ruhrgas отвечает теперь и за закупки для дочерних компаний концерна на международном газовом рынке, мы являемся привлекательным партнером для «Газпрома». Кроме того, мы сотрудничаем с «Газпромом» в области транзита российского газа через территорию Германии и содействуем разработке проектов строительства трубопроводов, которые должны в будущем позволить России увеличить объемы экспорта. Это, во-первых, проект строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) через Балтийское море, а во-вторых, консорциум по транзиту газа через Украину.
-- В какой стадии сейчас находится процесс создания консорциума по транзиту газа через Украину?
-- Мы ведем переговоры с украинской и российской сторонами по центральным вопросам проекта. Мы намереваемся создать в ближайшем будущем трехсторонние рабочие группы, занимающиеся анализом таких вопросов, как рынок и сбыт, экономическая эффективность и техника, финансирование и право. Поскольку российская и украинская стороны намерены сегодня сосредоточить свою деятельность на строительстве новой системы трубопроводов через Украину, необходимо точно проанализировать, для каких объемов сбыта трубопроводный проект необходим. Идет ли речь в первую очередь о дополнительных объемах природного газа для Западной Европы, законтрактованных уже в долгосрочных контрактах, или в основном об объемах новых сделок, для которых «Газпрому» предстоит еще заключить контракты? Мы поддерживаем консорциум в оценке роста рынка природного газа в Европе в настоящее время и в оценке того, какую долю может себе обеспечить Россия как один из поставщиков природного газа для Европы.
-- Много ли шансов на успех у консорциума? Не будет ли он конкурировать с Северо-Европейским газопроводом?
-- Мы считаем проект строительства новой системы продуманным и реалистичным. Первая планируемая очередь строительства охватывает западную часть трубопроводной системы Богородчаны--Долина--Ужгород. Этот участок позволил бы на переходном этапе использовать мощности недозагруженных пока трубопроводов, идущих из Белоруссии на Украину. К общей системе можно было бы впоследствии подключить трубопроводы, по которым газ поставляется с юга России и из Средней Азии. Безусловно, проект строительства нового газопровода на Украине и Северо-Европейский газопровод находятся в конкуренции друг с другом.
Иначе дело обстоит с реконструкцией существующей системы обеспечения транзитных мощностей Украины. Проект на самом деле довольно далеко отошел от изначальной постановки вопроса. Нам важно не упускать из виду этот вопрос. Наши российские и украинские партнеры заверили нас в том, что проработка проблемы реконструкции существующей системы также будет продолжаться.
Беседовал Юрий ШПАКОВ