|
|
N°105, 21 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Киото: деньги в обмен на чистоту
С 2005 года начнется торговля правами на загрязнение воздуха
С 2005 года начнется торговля правами на загрязнение воздуха
Совсем немного времени осталось до того момента, когда в мире появится новый любопытный предмет торговли. Его название заставляет вспомнить о фантастических романах -- «право на загрязнение воздуха». На 2005 год назначен старт первой в мире системы торговли эмиссионными сертификатами. Поначалу пилотная фаза этого глобального экологического проекта пройдет в станах Европейского Союза. Затем, начиная с 2008 года, она будет введена повсеместно в мире. Данная идея впервые была обнародована в протоколе Киотской конференции по охране климата в 1997 году. С помощью системы торговли эмиссионными сертификатами и предполагается достичь экологических целей, о которых тогда договорились участники конференции в японском Киото.
Что скрывается за торговлей сертификатами?
Идея достаточно проста: торговля правами на загрязнение воздуха основывается на купле-продаже специальных сертификатов содержания двуокиси углерода в выбросах того или иного предприятия в атмосферу. Фирмы, которые с помощью современных технологий «экономят» установленные нормы CO2, могут продавать сертификаты, свидетельствующие об уровне сокращенных выбросов в атмосферу и таким образом зарабатывать себе настоящие деньги буквально из чистого воздуха. Экологически нечистоплотные бизнесмены, которые допускают превышение установленных норм выброса двуокиси углерода в атмосферу, будут обязаны довольно дорого платить за это, покупая сертификаты у своих более дальновидных коллег.
Реализация идеи, правда, не столь проста. Согласно правилам игры в сертификаты участие в такой купле-продаже является обязательным для предприятий определенной величины. В Германии, по оценкам федерального министерства экономики, этому критерию соответствует приблизительно 2600 промышленных установок. Согласно выпущенной на этот счет директиве ЕС, затронутыми торговлей эмиссиями окажутся в первую очередь энергоинтенсивные предприятия (такие, как электростанции, сталеплавильные заводы, бумажные, стекольные и цементные производства -- именно они являются главными «производителями» СО2).
Национальный план действий
Первый шаг к торговле вредными выбросами заключается в составлении для каждого предприятия, участвующего в этой «игре», специального сертификата о предельно допустимом для него уровне выброса двуокиси углерода в атмосферу. Немецкое федеральное министерство охраны окружающей среды разработало по этому вопросу специальный 80-страничный документ, который был назван «Национальным планом действий» (НПД). Он был утвержден на правительственном уровне в Берлине, а затем был направлен еще и на утверждение в Брюссель -- столицу ЕС. Если бы всего этого вовремя не произошло, Германию ждали бы довольно крупные штрафные санкции.
На стадии подготовки НПД большое число промышленных предприятий было обязано представить его разработчикам массу данных об их производственных установках и эмиссиях СО2 (кстати, реально проверить эти данные крайне затруднительно). Однако для того, чтобы официально затребовать у предприятия большинство этих сведений, еще не создана необходимая законодательная база. Относительно содержания законов, указаний, инструкций и прочих государственных актов к единому мнению не пришли сами чиновники. Главный спор до недавнего времени протекал между федеральными министерствами охраны окружающей среды и экономики. Тем не менее ожидается, что уже к середине этого года в Германии на этот счет будет найден необходимый консенсус. Торговля эмиссиями будет входить в компетенцию специального управления, которое до сентября 2004 года должно распределить между предприятиями соответствующие торговые сертификаты.
Слово немецкой экономики
Еще в 2000 году высшие представители экономики Германии приняли на себя добровольное обязательство до 2010 года сократить выброс двуокиси углерода в атмосферу на 45 млн тонн. Исходной точкой отсчета при этом явился 1998 год, на который в целом по Германии пришлось 508 млн тонн CO2. Именно по этому вопросу и разгорелась главная дискуссия между двумя федеральными министерствами. Министр окружающей среды Юрген Триттин потребовал от минэкономики, чтобы в соответствии с этим обязательством, которое скорее всего носило «политический характер», уже на первом этапе торговли сертификатами ежегодное сокращение эмиссии углекислого газа составило 3,4%. Ключевая проблема при этом -- должно ли уже на пилотной стадии проекта с 2005 года вменяться в обязанность индустрии и энергетической отрасли сокращение эмиссии или это необходимо будет делать лишь после официального старта системы торговли сертификатами, которое произойдет между 2008 и 2012 годами? В соответствии с Киотским протоколом, Германия обязалась именно за 2008--2012 годы сократить выброс «парникового» газа в атмосферу на 21% по сравнению с уровнем 1990 года. Любопытно, что 19% из этого обязательства уже выполнено -- главным образом за счет реконструкции устаревших электростанций на германском востоке после воссоединения страны. Поэтому представители индустрии считают уместным учитывать дальнейшее сокращение выбросов двуокиси углерода лишь начиная со второго этапа торговли эмиссиями. Сперва, считают они, следует посмотреть, как повлияет такая система торговли на промышленность.
Однако и в самой немецкой индустрии нет пока единого взгляда на «эмиссионный пирог». В энергетике уже многие месяцы продолжается конкурентная борьба за каждую «пядь» квоты. Например, концерны RWE и Vattefall, которые эксплуатируют главным образом работающие на каменном угле электростанции, возражают против всяческих послаблений для тех, кто в выработке энергии переходит с угля на природный газ. В то же время крупнейшая в мире частная энергетическая компания E.on, слившаяся в прошлом году с крупнейшей немецкой газовой компанией Ruhrgas, уже сейчас предвкушает солидный доход от торговли сертификатами ее «экологически дружелюбных» газовых электростанций.
При этом концерны, которым в соответствии с принятыми ранее правительственными решениями предстоит переход из атомной энергетики в традиционную, также рассчитывают «подзаработать» на дополнительных «неустоечных» сертификатах. Аналогично и химическая индустрия полна ожиданий окупить свои инвестиции в чистые производственные установки, которые были приняты в эксплуатацию в рамках программы Responsible Care («Забота и ответственность»), с помощью дополнительных сертификатов. И лишь весьма энергоемкие производства -- например, в сталеплавильной и цементной отраслях -- всерьез опасаются в битве с индустриальными титанами за сертификаты остаться вообще с пустыми руками.
Юрий ШПАКОВ