Время новостей
     N°105, 21 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.06.2004
Самореформирование
Российский газовый сектор остается монопольным
Сегодня в Москве открывается очередная, десятая по счету международная выставка «Нефтегаз-2004» -- один из самых авторитетных форумов представителей мировой энергетической отрасли. Новости нефтяного рынка в последнее время напоминают фронтовые сводки: боевые действия, теракты. Политическая и ценовая нестабильность в нефтяном секторе по своеобразной технологической цепочке передается и другим секторам энергорынка. Между тем отрасль сейчас переживает важный этап реструктуризации. В особенности это характерно для европейских рынков нефти, газа и электроэнергии, на основе которых формируется будущий интегрированный рынок энергии Европейского Союза. При этом главная забота европейцев -- растущая зависимость от импорта энергоносителей. С этим и связаны темы этого выпуска «Энергии Европы»: корпоративные и технологические аспекты реструктуризации отрасли.

На днях пройдет годовое собрание акционеров «Газпрома», на котором официально будут подведены итоги работы в 2003 году. Год оказался очень удачным в первую очередь благодаря хорошей экспортной конъюнктуре. Председатель правления концерна Алексей Миллер в одном из интервью без особой скромности заявил, что «это был лучший год «Газпрома». «Компания финансово устойчива, заметно улучшилась структура баланса, стоимость капитала для "Газпрома" снижается. Состояние компании позволяет ставить и решать самые амбициозные задачи», -- сказал г-н Миллер. Прибыль головной компании выросла почти втрое по сравнению с результатами 2002 года и достигла 142 млрд руб. Втрое увеличилась и капитализация концерна. Сегодня она составляет уже порядка 50 млрд долл. В то же время дивиденды увеличились в меньшей степени: на каждую акцию совет директоров «Газпрома» рекомендовал выплатить 69 копеек -- только на 29 копеек больше, чем годом ранее. Хотя согласно дивидендной политике компании акционеры должны были получить в полтора раза больше. Всего на дивиденды предлагается направить 11,5% чистой прибыли, что соответствует 16 млрд рублей.

Несмотря на финансовые успехи «Газпрома», ситуация с развитием газовой отрасли пока не внушает особого оптимизма. Монополизация продолжает возрастать, что уже в недалеком будущем может принести серьезные неприятности.

Реформирование российской энергетики до сих пор шло неравномерно. Если нефтяная и угольная отрасли довольно давно начали работать в условиях рынка, то электроэнергетика и газовая сфера до сих пор остаются государственными монополиями с эпизодическими вкраплениями рыночных механизмов и атрибутов. Реструктуризация естественных монополий была объявлена одним из приоритетов экономической политики Кремля в начале первого срока Владимира Путина. Однако сразу после переизбрания г-н Путин сам расставил все точки над i, сообщив, что реформирование главной естественной монополии, «Газпрома», не входит в повестку руководства России.

На реструктуризации «Газпрома» настаивало Министерство экономического развития и торговли, руководитель которого Герман Греф с завидным упорством вносил в правительство концепции развития рынка газа в России, предусматривавшие постепенную демонополизацию отрасли. Однако ни одного рассмотрения данного вопроса на заседании кабинета министров так и не состоялось. Последний перенос скользкой темы состоялся совсем недавно -- в плане правительства на этот год вопрос вплоть до мая планировался на июнь, однако месяц назад был вновь отложен до осени. А с г-на Грефа полномочия по инициированию преобразований усилием политической воли были сняты в пользу более «выдержанного» и не склонного к рыночному радикализму в отношении газовой монополии Виктора Христенко, возглавившего только что созданное мегаведомство Минпромэнерго.

За активные структурные преобразования выступал и Евросоюз, представители которого на переговорах по присоединению России к ВТО включили данное требование в «ультиматум» российской стороне. Но поняв, что речь идет о категорической позиции президента России, европейские переговорщики предпочли не настаивать на своей позиции.

Однако несмотря на то, что руководство страны фактически отказалось от реформирования «Газпрома», менеджмент монополии неожиданно объявил о том, что преобразования, оказываются, идут. Глава концерна Алексей Миллер, который считается «протеже» президента страны, через пресс-службу объявил, что успешно завершен первый этап реформирования и начинается второй. Из заявлений менеджеров «Газпрома» следует, что уже более трех лет в концерне полным ходом идет реформа, первый этап которой был направлен на рост эффективности работы головной компании. «Основные задачи первого этапа реформы выполнены: усовершенствована структура управления, четко определены сферы ответственности, прописаны регламенты, внедрена система бюджетирования, -- заявили в пресс-службе «Газпрома». -- Теперь мы можем перейти ко второму этапу реформирования -- повышению эффективности работы «Газпрома» как вертикально интегрированной компании, объединяющей все циклы: разведку, добычу, транспортировку, переработку и сбыт».

Тем самым компания дала понять, что прошлогодние дискуссии о структурных преобразованиях в газовой отрасли сняты с повестки дня и как жить дальше, «Газпром» будет решать самостоятельно. Характерно, что момент выбран крайне неудобный для главного акционера монополии - правительства, которому в связи с административной реформой сейчас не до этого. Новый кабинет министров на самом важном этапе проработки преобразований оказался за рамками процесса и в конечном счете был поставлен перед фактом: удобно заменив развитие рынка газа и демонополизацию газовой отрасли совершенствованием монопольной структуры, «Газпром» принялся за дальнейшее подавление конкуренции.

Важнейшей задачей «второго этапа» была объявлена оптимизация структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ. Каждая «дочка» должна заниматься своим основным делом -- иметь одну главную функцию, не распылять производственные ресурсы на смежные, а иногда непрофильные виды деятельности. При этом непрофильная функция одной компании может быть передана другой, для которой эта функция является профильной, какие-то компании будут объединены, появятся новые компании. «Мы хотим консолидировать все основные направления бизнеса в отдельных компаниях и за счет этого добиться полной прозрачности финансовых потоков», -- говорит представитель компании.

Согласно замыслу руководства монополии, «дочки» будут максимально, насколько это возможно, «очищены» от несвойственных им функций -- прежде всего речь идет о газотранспортных предприятиях. Сейчас четыре из 17 «трансгазов» -- «Севергазпром», «Оренбурггазпром», «Астраханьгазпром» и «Сургутгазпром» -- кроме транспортировки занимаются другими видами бизнеса (добычей или переработкой газа), что не позволяет корректно считать экономически обоснованный тариф на транзит газа, подлежащий регулированию со стороны государства. О намерении «очистить» эти структуры от «непрофильной» деятельности руководители «Газпрома» говорили еще год назад, однако конкретные действия с тех пор так и не были предприняты. Это лишний раз свидетельствует о серьезных недостатках делегирования менеджменту практически всех функций и полномочий по разработке и проведению в жизнь преобразований.

Кроме того, в качестве основных результатов реформирования ожидается создание отдельных дочерних структур «Газпрома», которые будут заниматься исключительно хранением газа, добычей и реализацией нефти, а также газораспределением.

Таким образом, пока можно говорить лишь о создании рабочих групп по различным направлениям реформы, которые за три месяца после переизбрания Владимира Путина даже не собрали всех предложений по преобразованиям от дочерних обществ. Задача же перед ними поставлена вполне амбициозная: до конца года подготовить конкретные решения для рассмотрения на заседаниях правления и совета директоров «Газпрома».

Александр ДАВЫДОВ