|
|
N°105, 21 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Премьера обновленной немецкой энергетики
Ruhrgas возьмется за проекты в России только после того, как договорится с «Газпромом»
Сегодня в Москве открывается десятая международная выставка «Нефтегаз-2004». Ее бессменный участник немецкая газовая компания Ruhrgas впервые разворачивает свою экспозицию в новом качестве: с февраля 2003 года эта фирма влилась в состав крупнейшего в мире энергетического концерна E.on. Однако и в новом качестве газовики из Эссена продолжают оставаться важнейшими партнерами для российского «Газпрома». "Невозможно разрабатывать в России газовые проекты, не сталкиваясь в той или иной форме с «Газпромом»: или добываешь газ вместе с ним, или продаешь, транспортируешь -- всегда на какой-то стадии появляется «Газпром», -- заявил недавно глава правления Ruhrgas Буркхард БЕРГМАНН. Накануне открытия выставки «Нефтегаз-2004» г-н Бергманн ответил на вопросы "Энергии Европы".
-- Через несколько дней название компании Ruhrgas в его прежней форме прекратит свое существование -- с 1 июля компания будет именоваться E.on Ruhrgas AG. На выставке «Нефтегаз-2004» вы впервые представите российским партнерам новый логотип компании. Почему было решено отказаться от традиционной марки?
-- Двойной логотип E.on Ruhrgas, который всего через несколько дней будет представлять компанию, символизирует нашу принадлежность к E.on -- ведущему в мире энергетическому и газовому концерну. В свою очередь, и E.on извлечет очевидную для всех выгоду от слияния с Ruhrgas. Название нашей компании ассоциируется с мощным ноу-хау в газовой отрасли и имеет отличную репутацию во всем мире. Особенно в России оно является символом многолетних успешных и надежных связей в сфере газа.
-- Двойной логотип является прежде всего внешним атрибутом слияния E.on и Ruhrgas. Что нового можно ожидать по существу в перспективах деятельности Ruhrgas как дочерней компании концерна E.on?
-- Название фирмы -- это действительно в первую очередь внешний атрибут. Хотя и весьма существенный. Ведь название фирмы определяет ее лицо -- как для заказчиков и партнеров, так и для сотрудников и представителей политики.
Что касается содержания, то E.on и Ruhrgas, будучи теперь в одной упряжке, приобрели еще большее значение для ведения энергетического бизнеса с Россией. Ruhrgas в составе концерна отвечает за производство, закупку, транспортировку, хранение и реализацию природного газа. Мы говорим о газовом бизнесе во всей Европе. Важным элементом концепции является осуществление Ruhrgas в будущем поставок газа дочерним структурам концерна E.on, особенно компаниям Powergen (Великобритания), Sudkraft (Швеция), а также компаниям концерна E.on в странах Центральной Европы. Из этой новой роли вытекают интересные перспективы сотрудничества с Россией. Кроме того, E.on занимает ведущие позиции на рынках электроэнергии в различных странах Европы.
-- Глава E.on Вульф Бернотат в недавнем интервью подтвердил заинтересованность концерна в российском рынке. Вы сейчас занимаетесь разработкой стратегии деятельности в России. Можете ли поделиться ее деталями?
-- Нет никакого сомнения в огромной важности России для концерна E.on. На переднем плане стоят вопросы о возможности участия в добыче природного газа в России, в производстве электроэнергии, в обоих случаях в сотрудничестве с российскими партнерами. В газовом бизнесе мы возьмемся за проекты только тогда, когда договоримся с нашим давним российским партнером «Газпромом».
Отправной точкой в этой связи является наше многолетнее доверительное сотрудничество с «Газпромом», в развитие которого уже сегодня имеются соглашения сроком до 2030 года. Российский газ в долгосрочной перспективе будет составлять примерно одну треть наших закупок. В Великобритании и Норвегии Ruhrgas уже сегодня участвует в реализации проектов добычи природного газа. По аналогии мы также заинтересованы в собственной добыче газа в России. В долгосрочной перспективе доля добываемого нами газа могла бы составлять 15--20% от объема наших закупок.
Российский рынок находится как раз на стадии реструктуризации. Прежде чем мы решимся на реализацию конкретных проектов, необходимо все же детально проанализировать вопрос о том, с кем можно будет их осуществлять и насколько они будут отвечать нашим требованиям экономической эффективности, уровню прибыли на инвестированный капитал, структурам риска и т.д. Тщательный подход для нас имеет больший приоритет, нежели время. С Россией у нас заключены долгосрочные контракты на поставку газа, каких нет ни у одного другого немецкого предприятия. Это обеспечивает нам стабильность и возможность для спокойного принятия обоснованных решений.
-- 25 июня в «Газпроме» пройдут выборы нового состава совета директоров, в этом году вы вновь выставили свою кандидатуру. Что с вашей точки зрения можно отметить позитивного в деятельности «Газпрома» и над чем еще следовало бы поработать?
-- В минувшем году «Газпром» добился многих позитивных сдвигов. Сюда относится, в частности, стабилизация добычи, диверсификация закупок благодаря долгосрочным контрактам на импорт газа из Средней Азии, а также усиливающаяся ориентация на критерии экономической эффективности. Кроме того, сегодняшние высокие экспортные цены на энергоносители снимают некоторую нагрузку с баланса.
Прозрачность существенно улучшилась, хотя здесь, конечно же, можно еще многое улучшить, особенно относительно прозрачности издержек. Кроме того, я хотел бы, чтобы существенно возросли усилия, направленные на понижение издержек и повышение эффективности. В целом я вполне доволен ходом развития. Важно, чтобы мы последовательно продолжали идти по начатому пути и не ослабляли наши усилия.
Беседовал Юрий ШПАКОВ