|
|
N°121, 08 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вооружены и очень опасны
Чешская тюрьма для русского бандита -- гостиница
Всего лишь около 20% организованных преступных групп, действующих на территории Чехии, «отечественного» происхождения, главные же актеры на местной сцене организованного криминала -- «гастролеры» из-за границы. Такой вывод сделал замминистра внутренних дел Петр Ибл. Посетителям интернет-страницы МВД доступен изготовленный его сотрудниками список национальной принадлежности основных «заграничных» группировок и сфер их деятельности в Чехии. Самые опасные для страны -- русские мафиози, проявляющие склонность к незаконным финансовым операциям и приобретению объектов чешской собственности. Если верить репортажам в пражских газетах, под контролем «русской мафии» практически полностью находится известный бальнеологический курорт в Карловых Варах. МВД отмечает особую активность в Чехии выходцев из других республик бывшего СССР -- прежде всего украинцев и тех граждан, кого принято называть лицами кавказской национальности. Некоторые украинцы занимаются в Чехии ограблениями банков и переброской «сюда» нелегальной рабочей силы «оттуда». А «кавказцы» всем помаленьку -- от уличного разбоя до торговли наркотиками и сутенерства. Прочие «неблагополучные» гости в Чехии -- члены криминальных группировок из бывшей Югославии, Болгарии (проституция, угон автомашин), Албании (нелегальные эмигранты, наркотики), Италии (публичные дома и эротические салоны), Китая и Вьетнама (нелегальные эмигранты, преступления в сфере торговли). В последнее время популярность в Праге набирает новый вид разбоя: ограбление туристов-соотечественников -- либо впрямую, либо изъятие денег взамен обещаний обеспечить личную безопасность в дни отпуска в Чехии. Совсем недавно, например, в центре Праги был избит и ограблен министр транспорта Молдавии, прибывший в Чехию на международную конференцию.
Любопытно, что чешские детективы, которые, судя по всему, намереваются дать серьезный бой преступникам из «восточных» стран, порой делают поразительно меткие и профессиональные наблюдения об особенностях «работы» бандитов из бывшего СССР. Руководитель полицейского управления Праги-1 (исторический центр города) Иржи Селлнер поделился своими наблюдениями с корреспондентом газеты «Право». «Русские преступники быстро узнают своих соотечественников на пражских улицах. Раньше главным «определителем» был рот, полный золотых зубов. Теперь, правда, используются некоторые другие приметы», -- доверительно сообщил Селлнер.
«Русской» и «украинской» мафией в Чехии уже занялись серьезно. Проводятся семинары, в которых принимают участие представители контрразведывательной службы БИС. Контрразведчики главную угрозу постсоветского криминального присутствия на берегах Влтавы видят в том, что с помощью коррупции, махинаций по отмыванию денег и прочих хитрых трюков иноземные преступники пытаются интегрироваться в чешское общество и даже претендуют на высокие позиции в местной иерархии. МВД уже приняло решение о командировании одного из своих сотрудников в Москву -- офицер будет координировать работу с российскими сыщиками. Вероятно, вскоре другой полицейский отправится в Киев. Сотрудничество Чехии и Украины уже принесло свои плоды в борьбе с преступностью: в начале апреля в Праге был арестован бывший начальник отдела украинского министерства финансов, присвоивший почти 500 тысяч бюджетных средств. Злоумышленник подделывал реквизиты в платежных документах, служивших основанием для перевода валюты в Международную финансовую корпорацию, но в действительности негодяй переводил денежки на собственный банковский счет.
Такой успех полицейских вдохновляет: сколько веревочке ни виться -- все равно конец будет. Другое дело, что, оказавшись в чешских тюрьмах, разоблаченные бандиты из России и Украины тоже ведут себя плохо. По словам Франтишека Ваха, начальника тюрьмы в северочешском городке Страж-под-Ральскем (24% из 760 заключенных -- иностранцы), «украинцы пытаются и в камерах создать отношения строгой иерархии, вследствие чего мы вынуждены содержать их раздельно». Тяга к национальному единению у обитателей тюрьмы столь сильна, что они потребовали организовать специальные курсы по истории Украины... Газета «Земске новины» цитирует начальника тюрьмы в городе Либерец Станислава Йоги: «Русскоговорящие заключенные постоянно занимаются в камерах физической подготовкой, почти все они очень сильны. Содержать их вместе мы не можем, но и с чехами их помещать нельзя: русские или украинцы моментально устанавливают свой контроль». Негодование Станислава Йоги вызывает и то обстоятельство, что заключенные из стран бывшего СССР, как правило, располагают значительными средствами и не жалеют их, покупая у своих чешских товарищей по несчастью самые разнообразные услуги. Директор тюрьмы отмечает: в письмах заключенных, которые перлюстрирует администрация, доминируют две темы. О чешских сокамерниках русские и украинские преступники пишут с презрением, поскольку «за деньги они готовы сделать все, что угодно». Зато об условиях содержания высказываются в превосходных тонах: если сравнивать российские пенитенциарные заведения и чешские тюрьмы, то последние больше похожи на гостиницы.
Андрей СТАХОВ, Прага