|
|
N°103, 17 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Вводится достаточно либеральная система валютного регулирования"
Завтра вступает в силу новый закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Отныне все текущие валютные операции будут осуществляться в свободном режиме. Ограничения могут быть наложены только на ряд капитальных операций. Закон пока оставляет требование об обязательной репатриации валютной выручки. Однако экспортеров нельзя заставить продавать больше 30% от суммы валютной выручки. Впрочем, сейчас эта норма уже меньше -- 25%.
Согласно закону, любой россиянин получил право открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств. Правда, не всех, а самых прозрачных с точки зрения финансовой политики. Это страны -- члены ОЭСР и ФАТФ. Правда, об открытии или закрытии иностранного счета должны быть проинформированы отечественные налоговые органы. Закон разрешает россиянам и иностранцам единовременно вывозить из России без каких-либо справок наличную иностранную валюту в эквиваленте до 10 тыс. долларов.
О том, какие еще нововведения ожидаются в связи с вступлением в силу закона «О валютном регулировании и валютном контроле», газете «Время новостей» рассказал первый заместитель председателя Банка России Алексей УЛЮКАЕВ.
-- Алексей Валентинович, какие принципиальные изменения произойдут в сфере валютного регулирования после 18 июня?
-- До сегодняшнего дня действует система административного регулирования операций с валютными активами, предусматривающая выдачу индивидуальных разрешений на операции по вывозу и ввозу капитала. Некоторые сферы деятельности вообще закрыты. Например, нерезиденты не могут приобретать российские государственные ценные бумаги.
Теперь вводится достаточно либеральная система валютного регулирования. Регулируются только капитальные операции. Причем только часть из них. И регулирование это исключительно экономическое. Оно будет вестись путем открытия специальных счетов, через которые осуществляется доступ резидентов и нерезидентов к тем или иным видам операций, введения обременения в виде резервирования определенной суммы в российской национальной валюте для определенного вида операций.
Часть требований может вводиться правительством, часть -- Банком России. Банк России разработал систему соответствующих спецсчетов. Для нерезидентов, входящих на российский рынок, будет действовать пять спецсчетов для пяти видов операций с пятью классами активов. Это государственные ценные бумаги, субфедеральные заимствования, корпоративные заимствования, акции российских эмитентов, операции, связанные с предоставлением кредитов и займов. Для российских резидентов при операциях по выходу на другие рынки по вывозу капитала будут действовать три спецсчета.
-- Некоторые положения закона имеют не прямое действие, а отсылают к дополнительным нормативным актам. Некоторые из этих актов они до сих пор не опубликованы...
-- Есть акты правительства, есть акты Банка России. Акты Банка России полностью готовы и утверждены советом директоров ЦБ. Большая их часть уже прошла регистрацию в Минюсте. Незарегистрированными остаются лишь несколько. Рассчитываем, что сегодня-завтра эту процедуру закончим. И успеем опубликовать документы до вступления закона в силу -- до 18 июня.
Однако мы понимаем, что нельзя требовать от банков, чтобы они в короткие сроки полностью подготовились к введению нового порядка валютного регулирования: открыли спецсчета, разработали внутреннюю банковскую нормативную базу, подготовили персонал, клиентуру. Все требует времени. Поэтому вероятнее всего, что полностью новая система валютного регулирования начнет действовать с августа.
-- Закон предусматривает возможность введения обременений при проведении валютных операций. Они могут вводиться в целях недопущения «существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса». Будут ли эти ограничения введены уже с 18 июня?
-- По одним операциям будут, по другим нет. Мировые эксперты единодушны во мнении, что эффективно заниматься регулированием притока капитала. Регулирование оттока менее эффективно. Поэтому прежде всего будут введены ограничения, затрагивающие именно приток капитала. Нас беспокоит, что в течение прошлого года мы пережили две большие волны притока краткосрочного капитала, а затем его оттока. Это такие горячие международные деньги, которые кочуют из страны в страну, играя на разнице процентных ставок при проведении определенной курсовой политики. Такая ситуация привела к большим скачкам в ликвидности нашей банковской системы. Поэтому мы хотим лучше понять, что будет происходить. При этом мы понимаем, что, возможно, по некоторым видам активов наши опасения излишни. Но сегодня мы просто не может их верифицировать. Через некоторые время мы будем готовы смягчить или даже отменить некоторые из этих требований, если убедимся, что угрозы преувеличены.
-- Все годы реформ правительство говорит о необходимости остановить бегство капитала. И одновременно намерено проводить мягкую политику по отношению к операциям по вывозу капитала. Нет ли тут противоречия?
-- Бегство капитала и вывоз капитала -- разные вещи. Бегство капитала -- это системная проблема, и ее нужно решать системными мерами, например, защитой прав собственности, гарантиями репатриации прибыли и т.д. Иногда меры по ограничению вывоза капитала связывают с проблемами налоговых преступлений. Но опять же налоговые проблемы надо решать с помощью налогового законодательства. Валютное регулирование должно исходить из задачи регулирования белого, чистого вывоза капитала. В этом смысле мы не видим большой проблемы, потому что для массового вывоза капитала из страны предпосылок нет. Сегодня в стране нормальная ситуация с точки зрения и процентной политики, и доходности, и валютных рисков.
Другое дело паническое бегство. Его как раз провоцирует слишком большой приток горячих денег, к которому мы собираемся отнестись с повышенным вниманием.
-- В ходе обсуждения законопроекта банковское сообщество высказывалось против нормы, которая дает отечественным предприятиям возможность открывать счета в зарубежных банках и свободно рассчитываться друг с другом, минуя российскую банковскую систему. Как решена эта проблема?
-- Согласно закону, эта норма будет введена через год -- с июня 2005 года. Законодатели посчитали, что за год российская банковская система сумеет подготовиться к новой для себя ситуации.
-- Насколько закон затронет интересы физических лиц?
-- Для физических лиц закон дает практически полную возможность свободно открывать счета за рубежом, переводить туда средства, приобретать недвижимость, свободно совершать операции с эмиссионными ценными бумагами до уровня 150 тыс. долл. Вводится уведомительная система открытия счетов.
-- В 1998 году существовала более суровая система валютного регулирования. Однако она не смогла остановить бегство капитала во время кризиса. Станет ли новый закон барьером, который остановит убегающий капитал в случае ухудшения экономической ситуации в стране?
-- Этот закон не на тот случай, когда что-то случится. Этот закон на тот случай, чтобы ничего не случилось. Это не мера кризисного регулирования. Это мера обычного регулирования, которая, как мы полагаем, позволит избежать кризисов. При кризисах применяются уже другие меры.
Важно подчеркнуть, что новый закон о валютном регулировании -- закон переходного действия. Все зафиксированные в нем ограничения мы можем вводить до 1 января 2007 года. Затем они отменяются, в том числе обязательная продажа валютной выручки. А следовательно, все валютные операции осуществляются совершенно свободно.
Беседовал Михаил ВОРОБЬЕВ