|
|
N°90, 25 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
О спорт, ты -- мир с американцами
Пекин возвращает Вашингтону самолет-шпион
Приземлившийся 1 апреля на территории Китая американский самолет-шпион будет демонтирован и возвращен на родину. Об этом официально заявил вчера в Пекине представитель МИД КНР Чжу Банцзао. По его словам, китайская сторона согласилась на предложение США об эвакуации самолета EP-3E Aries II в разобранном виде, и теперь осталось согласовать лишь технические аспекты этой операции.
Еще месяц назад такое решение Пекина показалось бы невероятным -- тогда китайские власти метали громы и молнии, требуя от США безоговорочно признать вину за столкновение EP-3E с китайским истребителем, приведшее к гибели китайского пилота. В качестве предпосылки для переговоров о возвращении самолета-шпиона, вторгшегося в воздушное пространство КНР и приземлившегося на базе ВВС Линшуй, выдвигалось требование о полном прекращении разведывательных полетов у берегов Китая. Тогда пессимисты предсказывали самолету судьбу американского разведывательного судна Pueblo, захваченного КНДР в январе 1968 года, -- оно до сих пор стоит в окрестностях Пхеньяна в качестве музея антиимпериалистической борьбы.
США не выполнили ни одного из китайских условий. Полеты американских самолетов-шпионов были возобновлены. Более того, к вящему унижению китайцев 18 мая членов экипажа EP-3E чествовали в США как национальных героев -- обвиняемый Пекином в таране китайского самолета пилот Шэйн Осборн был награжден Летным крестом с отличием и медалью за заслуги за спасение жизней экипажа после столкновения.
Последним намеком на былое негодование Китая стал отказ разрешить американцам починку поврежденного самолета на месте -- вылет шпиона с территории КНР своим ходом был назван «недопустимым» и «унизительным для китайского народа». На демонтаж и вывоз самолета по частям США придется потратить больше сил, времени и денег, значительная часть которых уйдет на оплату услуг перевозчика. Скорее всего шпион улетит из Китая в Японию на борту Ан-124 англо-украинской фирмы Antonov Airlines, предложившей правительству США свои услуги.
Уступчивость Китая кажется еще более удивительной на фоне смелого сближения Вашингтона с тайваньскими и тибетскими «сепаратистами» -- не далее как позавчера Буш встретился с далай-ламой. Пекин, как обычно, протестует, но на обострение отношений идти явно не хочет.
Причин тут несколько. Во-первых, 3 июня Буш должен оповестить конгресс о намерении продлить статус нормальных торговых отношений для КНР еще на один год. Чтобы все прошло гладко, Пекин хочет смягчить антикитайский настрой американских законодателей. Во-вторых, в июле пройдет голосование Международного олимпийского комитета, который должен решить, станет ли Пекин столицей Олимпийских игр 2008 года. В этом весьма чувствительном для престижа КНР вопросе позиция США, да и Запада в целом, также будет решающей.
Обмен самолета-шпиона на Олимпиаду политически выгоден для Пекина. Инцидент с самолетом вызвал в народе спонтанный всплеск антиамериканских и ксенофобских эмоций. Длительная кампания по подготовке страны к Олимпиаде-2008 помогла бы властям перевести националистические чувства людей в конструктивное и контролируемое русло.
Александр ТИМОФЕЕВ