|
|
N°103, 17 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бизнес и государство: встреча на терминале
Премьер Фрадков не хочет, чтобы Россия снимала "нефтяные сливки"
Российские чиновники не откликнулись на призыв ОПЕК увеличить добычу нефти и тем самым помочь насытить мировой рынок. Глава федерального агентства по энергетике (входящего в состав Минпромэнерго) Сергей Оганесян заявил вчера на церемонии открытия крупнейшего частного морского терминала по экспорту нефти и нефтепродуктов в Высоцке: «Мы работаем по своему собственному плану. У нас нет задвижки, которую можно открыть или закрыть. У нас добывается столько, сколько мы можем добыть».
И действительно, отступать от параметров Энергетической стратегии до 2020 года пока никто не собирается, заявил вчера на той же церемонии премьер Михаил Фрадков. Отвечая на вопрос газеты «Время новостей» о том, готова ли Россия сейчас увеличить объемы добычи, г-н Фрадков высказался более дипломатично, чем г-н Оганесян: «Добывать надо вкладывая (в разведку и разработку новых месторождений. -- Ред.), -- сказал он. -- Заинтересованность в увеличении поставок есть, но России стоит не снимать сливки, а ориентироваться на долгосрочные перспективы».
В словах премьера содержится хоть и косвенный, но очевидный упрек в адрес крупнейших нефтяных корпораций страны, которые в условиях сверхблагоприятной мировой конъюнктуры резко увеличили добычу, не инвестируя при этом достаточно средств в дорогостоящее освоение новых нефтеносных провинций.
При всем при этом российские власти вовсе не против того, чтобы экспортные нефтяные потоки продолжали увеличиваться, пополняя казну государства. Узкое место сегодня - не столько добыча, сколько пути доставки сырья на внешние рынки, особенно азиатский и американский, где наша нефть по многим причинам может пользоваться повышенным спросом. Однако пока государство лишь пытается определиться с тем, каким трубопроводным маршрутам оно готово отдать предпочтение и на каких условиях будут допущены к этим проектам инвесторы.
Пока существует лишь один относительно реальный проект, позволяющий экспортировать российскую нефть напрямую в США, -- строительства нефтепровода из Западной Сибири на побережье Баренцева моря и глубоководного терминала, позволяющего принимать крупнотоннажные суда. Реализовать его собирались крупнейшие нефтяные компании страны, однако после того, как правительство объявило о своей политике, направленной на сохранении нефтепроводов в госсобственности, работа по нему идет медленно: проект передан в «Транснефть», которая до сих пор не считала его приоритетным.
Тем не менее, нельзя исключать, что политика «Транснефти» в ближайшее время изменится. Вчера инициативы президента компании Семена Вайнштока относительно передачи компании «Транснефтепродукт» управления нефтяными терминалами не нашли поддержки у главы правительства. Как известно, г-н Вайншток в преддверии открытия терминала ЛУКОЙЛа в Высоцке предложил правительству передать управление этим и другими терминалами в государственные руки. Однако г-н Фрадков вчера после совещания по вопросам развития портовых комплексов в Ленинградской области заявил: «Сегодня Вайншток не инициировал эту идею». И добавил: «Собственник терминала -- ЛУКОЙЛ, терминал -- ЛУКОЙЛа, и решение по таким вопросам может принимать только совет директоров компании».
В ЛУКОЙЛе тем временем широко отмечали расширение своих экспортных маршрутов. Присутствовавший на открытии терминала в Высоцке проектной мощностью 11--12 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год (она будет достигнута к концу следующего года) г-н Фрадков заявил: «Это тот случай, когда интересы бизнеса и государства совпадают». Теперь нефтяные компании страны, безусловно, захотят узнать, совпадают ли их интересы с интересами государства и в такой чувствительной для них сфере, как проекты строительства крупных экспортных трубопроводов.
Денис РЕБРОВ, Высоцк, Вера КУЗНЕЦОВА, Приморск, Николай ГОРЕЛОВ