|
|
N°121, 08 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В отпуск -- с чистой совестью
Перед выходом из тюрьмы Гюнтер Шабовский воспользуется законным правом на отдых
Ни для кого не стало неожиданным, что приговоренный к трем годам тюрьмы бывший первый секретарь берлинского окружкома хоннекеровской СЕПГ Гюнтер Шабовский в скором времени снова официально окажется на свободе. В среду вечером правящий бургомистр Берлина Эберхард Дипген обнародовал свое решение о помиловании двух обвиненных по делу об убийствах у Берлинской стены -- Шабовского и Клайбера. Оба бывших члена политбюро ЦК СЕПГ еще накануне, в ходе судебного процесса, признали свою «политическую» (но не «юридическую») вину за несправедливости диктаторского режима в бывшей ГДР. Однако главный обвиненный в составе этой тройки -- последний председатель Госсовета ГДР Эгон Кренц, получивший по приговору 6 лет тюрьмы, -- раскаиваться не стал и по сей день добивается отмены судебного решения через высшие европейские инстанции. Ввиду того что они должны до конца года приступить к рассмотрению его заявления, об амнистии Кренца речи быть пока не может. Несгибаемый коммунист Кренц, в отличие от Шабовского и Клайбера, не подал заявления о помиловании и продолжает обвинять германскую Фемиду в том, что ее процессы превращаются в «суд победителей».
Выход Шабовского и Клайбера на свободу приурочен к 10-летию воссоединения Германии, которое здесь будет отмечаться 3 октября. В обоснование решения Дипген отметил, что они оба публично раскаялись и признали ответственность за содеянное. По своему статусу правящий бургомистр Берлина лично курирует вопросы правосудия в земельном сенате и наделен правом помилования по приговорам, вынесенным на территории этой федеральной земли. Дипген отметил, что десятилетие после воссоединения должно было помочь начать все сначала тем, кто «действительно осудил свои собственные поступки и признал ошибки прошлого».
В результате Шабовский и Клайбер проведут в тюрьме около девяти месяцев вместо трех лет, положенных по приговору. Подобная схема отбытия наказания является для Германии нормальной практикой, законодательно закрепленной в уголовном кодексе. Согласно УК осужденный выходит на свободу чаще после отбытия 2/3 срока, определенного в приговоре. Тюремное заключение может быть отменено также и по истечении половины срока, «если совершенное деяние, личность и ее дальнейшее развитие заключенного это оправдывают».
Любопытной особенностью лишения свободы в Германии (если речь, разумеется, не идет об особо тяжких преступлениях) является возможность заключенного пользоваться в тюрьме выходными днями, отпусками и т.п. Довольно часто приговоренному к заключению разрешается -- дабы не потерять свое место и не стать безработным -- днем продолжать ходить на работу. А в тюрьму приходить лишь на ночь. Это правило полностью действует и в отношении 71-летнего Шабовского. Субботние и воскресные дни он проводил у себя дома.
Супруга Шабовского Ирина на вопрос корреспондента газеты «Время новостей» ответила, что она, конечно, безмерно счастлива, что ее Гюнтер со 2 октября наконец снова станет свободным человеком. До этого радостного дня им обоим предстоит еще отгулять двухнедельный отпуск, который набежал Гюнтеру в тюрьме. Куда думают отправиться, ведь за пределы Германии ему пока выезжать нельзя? «Тогда, наверное, куда-нибудь в Баварию или Гессен, -- ответила жена осужденного и помилованного экс-секретаря окружкома, -- туда, где погода сейчас получше».
Юрий ШПАКОВ, Берлин