Время новостей
     N°103, 17 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.06.2004
Опера для воспитания человечества
20 июня на Новой сцене Большого театра покажут «Летучего голландца»
Большой театр заканчивает подготовку последней и, возможно, самой значительной оперной постановки, как минимум завершающегося сезона. На подобные ожидания настраивает одно имя режиссера-постановщика нового вагнеровского спектакля -- Петера Конвичного. Сын когда-то известного и в СССР дирижера Франца Конвичного, убежденный марксист, меломан, врачеватель душ и «маг, гипнотизирующий членов профсоюза» (так характеризует Конвичный деятельность театрального режиссера), он не только с гордостью носит звание пятикратного лучшего режиссера Германии, но и является одной из самых принципиальных фигур мировой оперной режиссуры, хотя почти никогда не покидает пределы немецкоязычной части Европы.

Работа в России для него в числе прочего -- это шанс быть там, «где человеческие взаимоотношение теплы, а темп жизни и влияние на нее мировых корпораций по производству продуктов потребления не так безудержны, как, например, в Америке»: так говорил яростный противник последовательной визуализации оперного либретто Петер Конвичный на своей недавней встрече c ограниченным кругом московских журналистов. На наши робкие реплики о том, что российская публика «Летучего голландца» не знает, и уж тем более ей не знаком огромный постановочный контекст этой оперы, который европейские режиссеры и зрители так или иначе имеют в виду, он отвечал просто: «Публика не дура. Все поймет. Это даже хорошо, что оперу не знают. Будет свежее восприятие». Основные темы, которые занимают всегда острого, склонного к удивительным трактовкам и социальным подтекстам режиссера в вагнеровском «Голландце» -- это, во-первых, взаимоотношения мужчины и женщины, а во-вторых, -- общества и необычных людей, аутсайдеров. Кто помнит, о чем думали Франческа Замбелло и Георгий Цыпин, работая над предыдущей премьерой Большого, прокофьевским «Огненным ангелом» (а думали они ровно над проблемой взаимоотношений общества и аутсайдеров), тот понимает: в этом сезоне Большой театр решил окончательно разобраться с этой проблемой. Известные режиссеры разной степени мировой известности говорят об одном и том же (даже Някрошюс не мог не коснуться обсуждаемого предмета, открывая сезон «Макбетом» Верди), хотя и разным сценическим языком.

Петер Конвичный считает театр инструментом просвещения общества и мечтает о том, чтобы все граждане были просто обязаны посещать оперный театр. По его мнению, такие визиты, возможно, даже лучше, чем психоанализ или участие в выборах, могли бы избавить человечество от безответственности и тотальной инфантилизации. Вместе с тем режиссер знает, что в нынешнем обществе, поглощенном производством и потреблением (Конвичный категорически не верит в то, что и оперные постановки -- это крупное мировое производство), театр никому не нужен. Тем более нужно ставить и ставить, обращая внимание не столько на либретто (традиционная режиссура, «рассказывающая» сюжет, -- это «смерть театра»), сколько на музыку. В ней Конвичный видит ответы на тревожащие его и зрителей вопросы.

Подробнее о музыкальном облике представления на общей пресс-конференции постановочной команды «Голландца» рассказал дирижер-постановщик Александр Ведерников. Он объяснил, что театр предложит публике, как теперь часто бывает в Большом, первую редакцию оперы: «Она больше соответствует первоначальному замыслу композитора». Опираясь на последнее собрание сочинений Вагнера, Ведерников сделает так, как хотел сам композитор, но чего ему так и не удалось добиться при жизни, -- опера будет идти без антракта. Главные партии в спектакле споют приглашенные певцы (солисты Большого примутся за работу в следующем сезоне, осенью или даже зимой) -- так будет установлена связь Большого театра с мировой вагнеровской традицией. Под занавес пресс-конференции исполнители главных партий в премьерных спектаклях Анне Катарина Бенке и Роберт Хейл, уже имевшие опыт работы с интригующим немецким режиссером, пообещали, что работа Петера Конвичного станет для публики настоящим удовольствием и полным неожиданностей открытием. Сам Конвичный признается, что во время работы о публике совсем не думает. («Неужели вы думаете, что Пикассо когда-нибудь потакал зрительским вкусам!» -- восклицает прямодушный европейский новатор.) Впрочем, о критиках он не думает тоже. Между тем и те и другие обычно уходят с его спектаклей растревоженными, но удовлетворенными.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Театр