|
|
N°103, 17 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последний гол Фотобиеннале
Вчера закрылся двухмесячный фестиваль Ольги Свибловой
Напоследок еще одна новая выставка -- «Гол» в Доме фотографии. На фотографиях только мужчины. Комментаторы, болельщики и, конечно, футболисты. Звезды прошлого и настоящего. Играют, забивают, получают мячом в нос. Трагедии -- Лев Яшин вынимает мяч из сетки ворот. Трудовые будни -- покрытая потом голая голова судьи Коллина. Энергичные гимнастические упражнения. Летящие мячи, парящие тела. Победы и поражения, пот и слезы, прыжки и падения. Те мгновенья, которые необходимо было остановить, -- все здесь. Остальные ушли навеки вместе с играми, помеченными на этикетках. Что и как там было, помнят только знатоки, а эмоции все здесь в приятной доступности -- как новенькие.
Ольга Свиблова опытный игрок, закрывает Фотобиеннале эффектно, широко шагая в ногу со временем и со страной. Играет в выбор народа -- вчера на торжественном закрытии Пятой фотобиеннале объявили победителя конкурса на лучшую фотографию, вычисленную путем всеобщего голосования посетителей биеннале. И -- единственная женщина на своей новой выставке -- забивает голы. С помощью семьи фотографов Волковых с богатым архивом, компании MasterCard, у которой тоже кое-какие футбольные фотографии в связи с собственным конкурсом поднакопились (правда, среди них нереально много неизвестных авторов), и агентства Reuters.
Для атмосферы в Доме фотографии тут и там раскидали мячи, коридор завесили футбольной сеткой, в динамиках грохочут спортивные марши. В общем -- на стадион ходить не надо, тем более нечего тратиться на поездку в Португалию. Дом фотографии заменит все. Кроме запаха и смысла. Который совершенно теряется в мощных эмоциях избранных кадров.
Современные цветные фотографии просто отличные. На них бьют и рыдают мощно, красиво, ярко. Во всю мощь цветной пленки и высокочувствительных аппаратов. Команда Reuters играет по-чемпионски. Высокий класс, отличная техника, наработанные точки съемок. Избранные звезды. Особенно популярен фотогеничный, легко узнаваемый Зидан.
Другая часть выставки -- наше славное черно-белое еще прошлое. Вместо рекламы портреты Ленина--Сталина, в военные годы стадион украшает аэростат. Игры -- каких теперь нет -- выразительные даже в избранных камерой моментах. Бесстрашные фотографы, снимающие в опасной близости от сражающихся гладиаторов. Тоже непонятно, что они там делают с мячом, -- но зато как здорово.
Для любителей фотографии, ненавидящих футбольные трансляции, любителей новых технологий, презирающих отжившее черно-белое прошлое, любителей Дома фотографии, неспособных с ним расстаться и на день, даже ради просмотра матчей, а также всех тех, кто предпочитает реальному футболу фотографический, устроен аттракцион -- агентство Reuters обеспечивает прямую фототрансляцию с чемпионата в Португалии. Снимки печатают быстро-быстро компании «Пролаб» и «Фотолаб». И еще быстрее -- развешивают сотрудники фотодома. К вернисажу таких свеженьких кадров накопилось немного -- но этой выставке еще расти и расти. Обещают, что она выплеснется и на фасад.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ