|
|
N°103, 17 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Женщина-панк. Выставочный экземпляр
Пи Джей Харви выступила в «Горбушке»
Английская певица и автор песен Полли Джин Харви -- из главных деятелей альтернативной музыки девяностых. В каком-то смысле она, вся такая страшненькая и угловатенькая, -- символ этого самого приснопамятного прошлого десятилетия, в котором спокойно уживались гранж, брит-поп, рэйвы, «кислота», экстремальные виды спорта, кич и «высокие идеалы человечества». Тогда в Европе и Америке альбомы Полли продавались стотысячными тиражами; в России певица была культовой фигурой для студентов-гуманитариев и всяческой околобогемной публики. Российский потребитель скупал скверно записанные пиратские кассеты с альбомами Rid Of Me или To Bring You My Love. Канал MTV усердно показывал клипы с этих альбомов, а также дуэт Полли и Ника Кейва Henry Lee, жуткую балладу из серии «кого приревновала, того ножиком порезала».
Короче, искренняя, нервная и беспредельно талантливая Полли Джин Харви -- хороший пример того, что «попсовый» успех делу не помеха. Московский концерт (у нас культовая певица впервые) был распиарен с блеском и размахом: от огромных биллбордов на улицах города до обложек глянцевых журналов. Все кричало: вот она, Пи Джей Харви. Кто пропустит -- сам дурак. Тем не менее сейчас Полли, чего греха таить, персонаж скорее исторический, чем актуальный. Несмотря на выход нового альбома Uh Uh Her, добрая половина которого (вперемежку со старыми хитами) и была исполнена на прошедшем концерте.
Предполагалось, что посмотреть на артистичную Полли Джин будет как минимум любопытно. Впрочем, публика удовлетворила не только любопытство; строго говоря, москвичам был явлен полноценный концерт, возродивший энергетику семидесятых. Выставка достижений нонконформистского рока всех пяти минувших десятилетий. В музыке Харви и троих ее музыкантов можно было расслышать что угодно, любые влияния. То есть просто выставка, демонстрация «как надо отрываться на сцене». Плотный, но прозрачный саунд, ворох гитар, причем половина -- каких-то экзотических, явно старинных винтажных марок. И завывания а-ля Сюзи Сиу (Siouxsie & the Banshees), и гитарно-нойзовый минимализм Velvet Underground, и Патти Смит, и что угодно.
Не так много осталось настоящих звезд настоящей альтернативы девяностых -- кто-то съехал с катушек, а чье-то творчество уже попросту неудобоваримо. Но тетя Полли полна творческой энергии -- до такой степени, что на последнем альбоме она сыграла партии всех инструментов, кроме ударных. Да, помимо всего прочего, еще и поет хорошо.
Александр БЕЛЯЕВ