Время новостей
     N°102, 16 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.06.2004
Тайна гражданских отношений
МВД в очередной раз прекратило дело «Зарубежнефти»
Скандальное уголовное дело о мошенничестве со средствами «Зарубежнефти» вчера было закрыто Следственным комитетом (СК) при МВД с формулировкой "за отсутствием состава преступления". Как изначально подозревали милиционеры, в результате ряда сомнительных сделок компания лишилась большого количества облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ), а также акций и векселей «Северной нефти». За последние годы в связи с этим расследованием на допросах побывало более 60 представителей российской бизнес-элиты, в том числе руководители «Зарубежнефти», банка «Империал», «Северной нефти» и т.д. В результате в СК пришли к выводу, что истории с активами нефтяной компании относятся к гражданско-правовым спорам.

Ситуацией вокруг средств «Зарубежнефти» первой заинтересовалась Счетная палата, которая выяснила, что нефтяная компания за последние годы лишилась многих своих активов. Материалы проверки были переданы в МВД, а в начале прошлого года СК возбудил дело по мошенничеству. Следователей заинтересовали несколько моментов в работе «Зарубежнефти». Еще в 1997 году компания взяла в банке «Империал» два кредита на 10 млн долл., предоставив в качестве обеспечения ОВГВЗ. По данным СК, потом «Зарубежнефть» долги банку вернула, но облигации назад ей так и не поступили. Было установлено, что ОВГВЗ долго переходили от одной структуры к другой, пока не оказались у West United Bank. Далее их следы теряются. Вот как объяснял ситуацию газете "Время новостей" последний глава «Империала» (недавно у банка отозвали лицензию) Владимир Форосенко: «ОВГВЗ по распоряжению «Зарубежнефти» были переданы в управлению банку «Славянский». Причем на этом этапе ОВГВЗ имели номера, но в ходе дальнейших операций с облигациями они обезличились, и найти их сейчас невозможно».

Еще больше следователей заинтересовали сделки по «Северной нефти». При создании этой компании «Зарубежнефть» внесла в ее уставной фонд 5 млн долл. и получила 10% акций. Но потом «Зарубежнефть» продала структурам, близким Андрею Вавилову, свой пакет акций «Северной нефти» всего за 12 млн руб. (по тем временам -- около 400 тыс. долл.). Такая сделка вызвала в СК подозрения, поскольку, получив контрольный пакет акций «Северной нефти», г-н Вавилов реализовал его «Роснефти» уже за 300 млн долл. Также в СК выяснили, что «Зарубежнефть» через банк «Империал» выдала в свое время «Северной нефти» кредит на 21 млн долл. Взамен «Зарубежнефть» получила векселя «Северной нефти», которые постепенно погашались. Но в 2002 году «Зарубежнефть» через несколько структур, в том числе «ЮКОС-М» и Доверительно-инвестиционный банк, неожиданно начала менять векселя «Северной нефти» на другие, менее ликвидные. Следователи не могли понять, почему «Зарубежнефть» решила избавиться от прибыльных ценных бумаг.

Прошлым летом сотрудники СК провели ряд обысков в офисах «Северной нефти» в Орле и Москве. Также следователи отправили повестки участникам всех сделок, в том числе бывшему главе «Империала» Сергею Родионову, двум его замам -- Владимиру Столяренко и Ивану Большакову, другому главе «Империала» Владимиру Форосенко, экс-главе «Зарубежнефти» Олегу Попову и ее нынешнему руководителю Николаю Токареву, бывшему финансовому директору «Северной нефти» Вадиму Теремцу и т.д. Все они на допросах говорили разное. Родионов заявил, что, по его мнению, «Империал» должен возместить «Зарубежнефти» убытки за ОВГВЗ, но его это уже не касается -- он покинул банк в 1998 году. Г-н Токарев уверял, что обмен векселей «Северной нефти» на другие ценные бумаги был выгоден «Зарубежнефти» и т.д. В результате в конце 2003 года СК первый раз закрыл скандальное дело. Но почти сразу Генпрокуратура распорядилась возобновить расследование, сочтя, что не были проведены все необходимые экспертизы. Сейчас в СК их провели и пришли к прежним выводам: в этой истории нет состава преступления, а относится она к гражданско-правовым отношениям. Вчера дело вновь было закрыто. Похоже, уже окончательно.

Александр ШВАРЕВ