Время новостей
     N°102, 16 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.06.2004
Наценка за Boeing
Чартеры подорожают к зиме
В этом году сезонные чартерные программы, выполняемые на самолетах не российского, а импортного производства, впервые имеют шанс стать распространенным явлением на отечественном туристическом рынке. В результате, как прогнозируют специалисты, средняя стоимость чартерной перевозки подрастет процентов на 15.

Впрочем, красноярская компания KrasAir, которая первой из региональных предприятий пересадила своих чартерных пассажиров с «Илов» на «Боинги», отвергает достоверность этих прогнозов.

Исторически сложилось так, что почти все четыре десятка иностранных пассажирских лайнеров, имеющихся в России, сконцентрированы всего в двух авиакомпаниях («Аэрофлот» и «Трансаэро»), и используются эти самолеты почти исключительно для выполнения регулярных рейсов. Чартерный рынок, на котором доминируют отечественные компании второго эшелона, до настоящего времени держится на крыльях российского образца. С апреля 2002 года, когда европейские страны ограничили полеты многих самолетов советской разработки в своем воздушном пространстве, именно этот сегмент рынка стал особенно остро испытывать «дефицит перевозки».

С начала этого года сразу несколько компаний объявило о намерении войти, вслед за «Аэрофлотом» и «Трансаэро», в российский клуб эксплуатантов импортной авиатехники. Компании KrasAir удалось первой претворить эти планы в реальность.

Как сообщил газете «Время новостей» пресс-секретарь KrasAir Андрей Липовецкий, с 12 июня компания начала эксплуатацию двух лайнеров Boeing-767-200, взятых в аренду на пять лет. Самолеты будут обслуживать чартерные программы на нескольких европейских направлениях. Российские самолеты Ту-204, которые использовались для выполнения этих программ раньше, переводятся на внутренние регулярные линии KrasAir.

Еще более масштабную программу «пересадки» на западный флот реализует московская авиакомпания «ВИМ-авиа». Три Boeing-757-200 она уже ввезла в Россию. Сейчас эти машины проходят процедуру внесения в реестр гражданских воздушных судов России. (После этого компания получит право эксплуатировать их под своим флагом.) Еще два аналогичных Boeing-757-200 находятся на предыдущей стадии оформления -- проходят таможенную очистку. До конца года «ВИМ-авиа» намерена довести свой парк «Боингов» до 12 штук. Первоначально все эти машины будут использоваться для выполнения чартерных программ (хотя в перспективе у руководства «ВИМ» есть планы поставить их и на регулярные рейсы).

Такое массовое внедрение западной техники на российский чартерный рынок не может не изменить конъюнктуру на нем. (Напомним, что до сих пор в стране было меньше 40 аналогичных самолетов, причем подавляющее большинство не использовалось для выполнения чартерных рейсов.) Некоторые специалисты опасаются, что средний уровень цен на чартерную перевозку в результате поползет вверх. Коммерческий директор туристической компании «Инна-тур» Дмитрий Горин заявил специализированному агентству BANCO: «К моменту заключения контрактов на зимний сезон на рынке скорее всего появятся новые борта «ВИМ-авиа», и только за счет этого цена кресла у красноярцев и москвичей вырастет минимум на 15%». «А потом, -- считает г-н Горин, -- и другие авиакомпании на фоне высокого спроса и ради дополнительной прибыли тоже могут поднять тарифы».

Андрей Липовецкий из авиакомпании KrasAir заверил газету «Время новостей», что его фирма не станет инициатором повышения цен на чартерном рынке. По словам г-на Липовецкого, после замены Ту-204 на Boeing-767-200 стоимость перевозки на соответствующих рейсах KrasAir поднялась совсем незначительно, «буквально на несколько процентов». Пресс-секретарь авиакомпании, однако, не смог исключить вероятности того, что туроператоры и другие агенты, задействованные в формировании туристического продукта, используют ситуацию для того, чтобы увеличить конечную стоимость пакета услуг в свою пользу.

Михаил КУКУШКИН