|
|
N°102, 16 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последний крик Паши Цветомузыки
Свидетель обвинения Струганов получил свой срок
Красноярский краевой суд вчера огласил приговор по делу авторитетного бизнесмена Вилора Струганова по кличке Паша Цветомузыка. Несколько лет назад он прославился в связи с судебным процессом над бывшим председателем совета директоров Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ) Анатолием Быковым, на котором г-н Струганов выступал к роли главного свидетеля обвинения. Теперь уже он сам получил девять лет колонии строгого режима по обвинению в терроризме, покушении на убийство и создании организованной преступной группы.
Поначалу Цветомузыка был одним из ближайших соратников г-на Быкова и даже будто бы заведовал его черной кассой. Но потом он стал слишком очевидно злоупотреблять доверием алюминиевого магната, и тот якобы решил его убрать. Однако нанятый «главой преступного мира Красноярска» киллер пришел с повинной в ФСБ, и спецслужбы разыграли «оперативную комбинацию». 29 сентября 2000 года в Москве якобы убитых Пашу Цветомузыку и его компаньона на глазах у десятков журналистов вынесли на носилках из дома на Кутузовском проспекте. А через неделю в Красноярске по обвинению в подготовке этого убийства был арестован только освободившийся и стремительно набиравший популярность Анатолий Быков.
После этого команда генерал-губернатора Александра Лебедя, у которой катастрофически не хватало кадров, решила сделать из Цветомузыки эдакого красноярского Робин Гуда, выдвинув его кандидатом в депутаты законодательного собрания (ЗС) края. Однако Струганов, несмотря на все усилия своих кураторов, вчистую проигрывал избирательную кампанию. Чтобы повысить свой рейтинг, он, по версии следствия, решил взорвать школу, в которой была намечена встреча с избирателями. Предполагалось, что потом он сможет говорить «о мести криминальных структур человеку, решившему сказать всю правду». Но нанятые Цветомузыкой исполнители сплоховали. Бомба сработала раньше времени, один из террористов, Григорий Проскуряков, погиб, другой, Алексей Дударев, стал калекой. Он-то и стал главным свидетелем. И поведал, что группа Проскурякова уже не раз выполняла заказы Паши Цветомузыки. Ходили слухи, что люди Проскурякова пытались устранить Валерия Михеева, в криминальных кругах более известного под кличкой Рембо, и авторитета из Дивногорска Федора Шипицина. Заказ был выполнен только наполовину: Федор Шипицин погиб во время взрыва в подъезде своего дома, а вот у Рембо охрана вовремя заметила гранату под джипом своего босса. Занятно, что сам Михеев-Рембо называет все обвинения в адрес Струганова бредом, а прокуратура перед началом процесса сняла с Паши обвинение в организации убийства Федора Шипицина.
Из назначенных ему девяти лет Вилор Струганов отсидел уже 2,5 года. Его арестовали 9 декабря 2001 года почти сразу же после выборов в ЗС. Процесс над Стругановым шел почти год и постоянно сопровождался скандалами. Защита несколько раз требовала заменить судью, а судья Татьяна Меркушева «за оскорбительные высказывания в адрес суда» отстранила от участия в процессе одного из адвокатов Струганова, Ролана Гегию. Однако самым громким получилось последнее слово подсудимого -- Вилор Струганов так кричал на судью, что ей несколько раз приходилось прерывать заседание.
Московский адвокат Струганова Дмитрий Курепин утверждает, что защитники ожидали такое решение: "Весь процесс свидетельствовал, что приговор будет обвинительным. Никаких разумных доводов не слушали, чинились препятствия деятельности защиты. Разнузданное поведение прокурора никак не пресекалось". Защита, по словам г-на Курепина, в ближайшие дни намерена обжаловать вердикт Красноярского краевого суда. Гособвинитель Сергей Харин сообщил, что прокуратура тоже недовольна приговором и оставляет за собой право опротестовать решение суда "в связи с мягкостью приговора".
Александр КЛИМОВИЧ, Красноярск