|
|
N°102, 16 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ускорение перестройки
Закон о референдуме был принят с небывалой скоростью
Госдума приняла сразу во втором и третьем, окончательном чтении конституционный закон «О референдуме», который практически сводит на нет возможность проведения всероccийских референдумов, за исключением инициированных самой властью.
Если согласно старой редакции закона внести предложение о проведении референдума могла инициативная группа из 100 человек, то теперь минимальное количество инициаторов увеличено до 4,5 тысячи. Группа должна объединить в себе подгруппы размером в сто человек в половине субъектов федерации. В течение двух месяцев члены подгрупп должны успеть собраться и обсудить вопрос референдума, после чего начинается сбор подписей в поддержку инициативы, коих необходимо 2 млн. Все подписи должны быть заверены у нотариуса. На сбор подписей закон отводит 45 дней. Кроме того, новая редакция закона запрещает выносить на референдум принимаемые законопроекты, а также вопросы о сроках полномочий президента или его импичменте. Больше всего депутатов поразила скорость принятия закона. Документ был внесен в палату президентом 19 мая, затем стремительно прошел все думские управления и первое чтение. А в минувшую пятницу, когда принимался закон, Госдума даже не сделала перерыва между вторым и третьим чтением, положенного по регламенту в том случае, когда есть изменения в редакции таблицы поправок.
Представители оппозиции заговорили о нарушении регламента, о том, что многие поправки не были учтены. «Все это политика. Когда нет других аргументов, говорят о нарушении регламента, -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» председатель комитета по регламенту и организации работы Госдумы, член фракции «Единая Россия» Олег Ковалев. -- Профильный комитет все рассмотрел в установленные сроки. Более того, комитет собрался и рассмотрел те поправки, которые поступили после срока». По мнению г-на Ковалева, закон необходим для дальнейшего развития демократии, поскольку теперь провести референдум смогут только самые серьезные политические силы и самые крупные партии, а значит, мнение большинства будет учитываться лучше.
Едва ли закон «О референдуме» повторит судьбу закона о митингах и шествиях, когда глава государства вмешался в процесс и самолично либерализировал документ, выступив в роли защитника демократии. Ведь закон о митингах пришел в Думу из правительства, причем старого и гонимого, а свежепринятая инициатива внесена президентом и разработана в Центризбиркоме России.
Коммунисты считают, что именно их испугалась власть, в связи с чем спешно подготовила свою инициативу. Однажды компартии уже перекрыли кислород, когда она собиралась провести референдум по вопросам купли-продажи земли. Тогда, два года назад, был принят закон о моратории на референдум в период федеральных избирательных кампаний. Сейчас мораторий заканчивается, а коммунисты не сдаются, да еще и собираются спросить народ, что он думает о планах правительства отменить льготы. «Власть не хочет прислушиваться к мнению народа. Спешка с принятием этого закона связана с тем, чтобы не допустить вынесения на референдум законопроекта правительства по отмене системы льгот, включающего в себя уничтожение МРОТ и социальных гарантий для образования, науки, здравоохранения и культуры, -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Иван Мельников. -- Фактически планы власти означают антиконституционный переворот в социальной политике. Это не новый закон о референдуме, а закон о том, как не допустить влияния граждан на происходящие в стране процессы через механизм референдума, в первую очередь, чтобы не допустить противодействия этим антисоциальным инициативам правительства».
Независимый депутат Владимир Рыжков заявил о намерении при участии других оппозиционно настроенных коллег оспорить закон в Конституционном суде. «Перспектива у запроса неплохая, -- сказал г-н Рыжков корреспонденту газеты «Время новостей». -- Новый закон на порядки затрудняет конституционное право граждан на инициирование референдума. А по Конституции в России не могут приниматься законы, ухудшающие ситуацию с правами граждан. Кроме того, уже действует решение Конституционного суда, по которому, с учетом моратория на референдум, должно оставаться не менее двух лет, когда всенародное волеизъявление проводить можно. Если считать процедуру, описанную в законе о референдуме, по минимуму, то два года получается, а если по максимуму -- нет. Конституционный суд может пойти нам навстречу и отталкиваться от максимальных, а не от минимальных сроков».
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА