|
|
N°102, 16 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трутнев заставляет нефтяников работать
Министр природных ресурсов использует административный ресурс
Новый глава Минприроды Юрий Трутнев, похоже, решил превратить свое министерство в мощную и влиятельную структуру. Вчера он заявил, что основная проблема недропользования в России -- большое количество крупных неразрабатываемых месторождений. И предупредил о том, что намерен узаконить право государства отбирать лицензию у тех, кто не добывает сырье. Если планы министра станут реальностью, то от его ведомства будут зависеть доходы и объем ресурсной базы крупнейших сырьевых компаний.
«Совершенно точно, что неиспользуемых месторождений быть не должно», -- заявил министр. По его словам, МПР уже подготовило черный список сырьевых провинций, владельцы которых могут лишиться своих лицензионных прав. «Сейчас мы выбрали около десятка крупнейших месторождений России и начинаем проверку соблюдения лицензионного режима», -- объявил г-н Трутнев. Он категорически отказался назвать эти месторождения, лишь пояснил, что это самые крупные и одновременно вообще неразрабатывающиеся участки.
Г-н Трутнев считает, что зачастую крупные компании стараются взять лицензии на все месторождения, находящиеся в регионе их деятельности, при этом далеко не всегда приступают к добыче. «Для них важно отсутствие конкурента, их финансовый ресурс вполне позволяет монополизировать рынок. Мы должны сделать так, чтобы они обязательно разрабатывали эти месторождения», -- сказал он. Министр полагает, что необходимо установить определенный срок -- например, три месяца, -- по истечении которого у компании через суд должна отбираться лицензия в том случае, если добыча не началась.
Впрочем, одно месторождение, которое уже стало предметом пристального внимания МПР, г-н Трутнев все-таки назвал. Это Ковыктинское с запасами в 1,9 трлн кубометров газа. Две недели назад руководство «Газпрома» заявило, что у него вызывает сомнения законность выдачи лицензии на это месторождение. Сейчас права на добычу принадлежат компании «РУСИА Петролеум», контрольным пакетом которой владеет ТНК-ВР. А «Газпром» уже несколько лет пытается получить контроль над реализацией проекта, по крайней мере над экспортом газа из Ковыкты в Китай и Корею. Г-н Трутнев сказал вчера, что пока признаков незаконности выдачи лицензии он не видит. Это в значительной степени ослабляет позиции «Газпрома», который лишается одного из главных инструментов давления на действующих акционеров «РУСИА Петролеум», а именно владельца контрольного пакета этой компании -- англо-русскую ТНК-ВР.
По словам главы МПР, претензии его ведомства к «РУСИА Петролеум» заключаются в том, что месторождение не разрабатывается. Поэтому министерство, пообещал его глава, в течение двух-трех месяцев будет проверять и выяснять, как «РУСИА Петролеум» выполняет лицензионные условия по Ковыкте (по некоторым данным, первый газ на месторождении должен быть добыт в 2006 году, а на промышленный уровень планируется выйти в 2007 году). Хотя г-н Трутнев оговорился, что окончательное решение принять будет непросто -- «это большой и серьезный проект».
Подробнее об инициативах министерства рассказал пресс-секретарь МПР Ринат Гизатулин. Он отметил, что «перед новым руководством была поставлена задача проверить, как нефтяники выполняют условия лицензионных соглашений». Поэтому специалисты ведомства выбрали 10 крупнейших месторождений, лицензии на которые были выданы, но которые не разрабатывались, и владельцы соглашений не делали попыток изменить их условия. Теперь в МПР анализируют причины, по которым месторождения простаивали.
«Пока все компании, в число которых входят ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Роснефть», Shell, ЛУКОЙЛ, получили лишь первый знак -- наши специалисты направили им запросы о причинах простоя и предписания об устранении выявленных нарушений и ждут от компаний объяснений. У нас четкая позиция: если есть инфраструктурные проблемы, их надо решать всем вместе -- и компаниям, и правительству, и «Транснефти». Но если холдинги получали лицензии только для того, чтобы повысить свою капитализацию, необходимо либо начинать работать, либо выставлять месторождения на новый конкурс. Нефтяники прекрасно знают, о каких месторождениях идет речь», -- сказал г-н Гизатулин. Каждый участок недр, по его словам, рассматривается отдельно, и сейчас уже подготовлены проекты решений по всем десяти месторождениям, а проверки выполнения соблюдения условий уже закончены.
Кстати, десятью месторождениями чиновники ограничиваться не собираются. «Министр видит перед собой системную задачу -- проверить максимальное количество месторождений, работы на которых не ведутся, так что плановые проверки продолжаются, и в течение ближайших четырех-пяти месяцев появятся новые результаты, причем не только по нефтяным и газовым месторождениям», -- заявил г-н Гизатулин. Назвать месторождения, о которых говорил министр, пресс-секретарь также отказался. Однако источник газеты «Время новостей» в МПР отметил, что у чиновников есть вопросы по разработке Ковыктинского, Верхнечонского (оба принадлежат ТНК-ВР), Талаканского («Сургутнефтегаз»), Ванкорского («Роснефть») и группе Салымских месторождений (Shell). А в «Газпроме» говорят, что речь идет о Штокмановском месторождении.
В нефтяных компаниях предпочли вчера не комментировать ситуацию.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург, Денис РЕБРОВ