Время новостей
     N°102, 16 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.06.2004
Mitsubishi Motors вновь отзывает грузовики
Четвертый по величине автопроизводитель Японии Mitsubishi Motors вновь объявил об отзыве автомобилей -- на этот раз брак обнаружен в 450 тыс. грузовиков и автобусов, которые выпускает дочернее предприятие корпорации -- Mitsubishi Fuso Truck & Bus Corp. В машинах, собранных четыре года назад, обнаружен целый ряд неисправностей. Как заявил исполнительный директор компании Вилфред Порт, из 97 выявленных дефектов 47 требовали немедленного ремонта. Власти Японии в целях безопасности запретили на полгода покупать все авто марки Mitsubishi, в результате чего в компании вновь заговорили о возможном банкротстве -- после того как американский концерн DaimlerChrysler, владеющий 20% акций Mitsubishi Motors и 65% акций Mitsubishi Fuso, отказался вести финансирование концерна, об этом напоминают практически каждый месяц.

Mitsubishi уже признала 159 случаев, когда причиной аварии были дефекты в автомобилях компании. Среди них были два трагических. В январе 2002 года в результате поломки колесо грузовика отлетело и смертельно ранило молодую женщину, при этом сильно пострадали двое ее детей. И примерно в это же время в результате неисправности сцепления грузовик врезался в стену, что стало причиной гибели водителя.

Сейчас деятельность компании активно изучается японской полицией. Следствие уверено, что трагедии можно было избежать, если бы бывший глава компании Кацухико Кавасо объявил об отзыве грузовиков еще в 1996 году, когда Mitsubishi начала получать первые данные о поломках в этих моделях. По закону в случае обнаружения неисправностей производитель должен был сразу сообщить о дефектах в министерство транспорта. Но вместо этого руководство Mitsubishi устраняло изъяны у своих машин негласно. С 1989 года по мере поступления жалоб компания исправила 62 дефекта, никому об этом не сообщив, утверждают власти. На прошлой неделе 67-летний г-н Кавасо был арестован. Примечательно, что в 2000 году он ушел в отставку с поста президента Mitsubishi Motors после обнародования данных о сокрытии руководством компании дефектов, но уже в легковых автомобилях. Против г-на Кавасо и еще пяти топ-менеджеров фирмы, которые также находятся под арестом, было выдвинуто обвинение в намеренном сокрытии фактов производственного брака, повлекших гибель людей.

С мая прошлого года позиции компании на внутреннем рынке серьезно ослабли. Продажи в Японии упали на 60%. В 2003 году убытки составили около 2 млрд долл., что превысило худшие прогнозы почти в три раза. От компании отвернулись даже местные власти, которые всегда трепетно относились к имиджу национальных брендов. Недавно они объявили о том, что автобусы Mitsubishi будут исключены из правительственного автопарка.

В ситуации, когда помощи ждать неоткуда, единственную надежду на спасение автоконцерн возлагает на группу Mitsubishi. В апреле Mitsubishi Heavy Industries, Mitsubishi Corporation и банк Tokyo-Mitsubishi, владеющие 15% акций Mitsubishi Motors, заявили о том, что совместно с американским банком JP Morgan Chase и токийским инвестиционным фондом Phoenix Capital нашли 4 млрд долл., которые должны спасти компанию. Теперь руководству важно провести реструктуризацию и вернуть доверие покупателей. Если первое условие Mitsubishi будет выполнять на средства, полученные от закрытия предприятий и сокращения персонала (предположительно, будут закрыты заводы в Японии и Австралии, пересмотрена стратегия производства в США и уволено 30% сотрудников), то реализация второго вызывает много вопросов. Доверие покупателей, по мнению многих аналитиков, будет вернуть непросто.

Денис УВАРОВ