|
|
N°90, 25 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Один за всех
В деле о хищении полумиллиарда "продовольственных" долларов нашелся подсудимый
Одно из самых громких расследований 90-х годов -- о массовых хищениях бюджетных средств, совершенных руководителями Федеральной продовольственной корпорации (ФПК), доползло, наконец, до суда. По скромным подсчетам, через ФПК в разное время было разворовано почти 3 трлн «старых» рублей (примерно 500 млн долларов). Однако перед судом за эту аферу, в которой были задействованы десятки чиновников разных уровней и из разных регионов страны, пока предстанет только один человек. Это бывший замгендиректора ФПК Юрий Лысенко. Два других его соратника по корпорации -- экс-замминистра сельского хозяйства Владимир Чаплыгин и бывший начальник департамента продовольственного рынка того же министерства Александр Королев амнистированы, поскольку первый имеет знак Почета за работу в колхозе, а второй удостоен медали "850-летие Москвы".
Судьба самой интересной части дела, где упоминаются организаторы и первые руководители ФПК и ряд некогда высокопоставленных чиновников, по-прежнему остается неясной. Эти эпизоды выделены в отдельное расследование, и обвиняемых у следствия как не было, так и нет. Хотя совершенно очевидно, что тот, кто сейчас предстанет перед судом, во всей этой истории не более чем исполнитель, а задумывали и приводили в жизнь эту, без преувеличения, гигантскую аферу, люди более влиятельные.
В 1994 году правительство решило создать при Министерстве сельского хозяйства Федеральную продовольственную корпорацию для поддержки сельхозпроизводителей. В ее обязанности входило регулирование продовольственного рынка, финансирование сельхозпредприятий, формирование продовольственных госфондов, снабжение армии и МВД. Корпорацию возглавил Магомедтагир Абдулбасиров, а в 1996 году его сменил Владимир Чаплыгин, занимавший до этого должность главы совета ФПК. Почти сразу государство выделило новой структуре 1,3 трлн рублей, а еще 1,9 трлн рублей корпорация взяла в кредит в коммерческих банках под госгарантии. Скандал вокруг ФПК разгорелся в 1996 году. Специальная комиссия, состоявшая из представителей Главного контрольного управления при президенте России, Счетной палаты и сотрудников Минсельхозпрода, выявила потрясающие факты. С госзаказом корпорация, мягко говоря, не справилась: зерна было закуплено 16,3% от запланированного объема, молока -- 8%, мяса, картофеля и овощей -- менее 1%.
Генеральная прокуратура возбудила уголовные дела (одно, главное -- в Москве и несколько десятков сопутствующих -- в регионах), и дальнейшее расследование показало, что госсредства в ФПК расхищались поистине гигантскими темпами. Чиновники договаривались с поставщиками продукции о том, что будут перечислять им деньги якобы на закупку товара. В обязанности же предпринимателей входило прокрутить полученные средства через коммерческие фирмы и поделиться частью суммы с покровителями. Про поставки продуктов речи уже не шло. Так, в 1995 году 10 млрд рублей ушли на покупку партии масла у мурманской фирмы «Инсайд», которой в то время руководил Юрий Лысенко, позже ставший замгендиректора ФПК. Как выяснилось, часть перечисленных средств была использована для погашения долгов этой коммерческой структуры, а другая -- на покупку валюты. В другом случае были выделены 300 млрд рублей на закупку зерна в Алтайском крае, 60 млрд из которых почему-то оказались на одном из частных счетов в Bank of New York. Правда, значительную часть из разворованных денег все же удалось вернуть. В самой России было обнаружено 2 трлн рублей, а из банков Кипра, Швеции и Швейцарии передано почти 25 млн долларов.
В ходе расследования периодически разгорались скандалы о причастности к афере тех или иных ответственных чиновников. В 1996 году, как оказалось, на должность главного бухгалтера в ФПК устроился замначальника управления делами Генпрокуратуры Вадим Кирдяшев. Возглавлял это управление тогда Назир Хапсироков, ставший одним из главных героев газетных разоблачений о закулисной жизни Генпрокуратуры. Г-н Кирдяшев проработал в ФПК месяц и даже подписал несколько инновационных писем. Однако потом, как утверждают в Генпрокуратуре, он понял, что «его хотят подставить», и ушел. Сейчас он по-прежнему работает в Генпрокуратуре, проходя по расследуемому ею же делу ФПК свидетелем.
Аресты по делу начались в 1998 году. Сначала следователи задержали Юрия Лысенко, успевшего к тому времени стать президентом РАО «Союзконтракт». Ему инкриминируется хищение, взяточничество и злоупотребления. Всего, по данным Генпрокуратуры, Лысенко досталось 2,5 млн долларов денег корпорации, большую часть которых он положил на счет в Швейцарии.
Александр ШВАРЕВ