|
|
N°90, 25 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Продали «железку»
Приватизация по-эстонски: российско-сицилийский след
Чуть меньше месяца назад, 30 апреля этого года, был подписан договор о приватизации Эстонской железной дороги -- Eesti Raudtee (газета «Время новостей» сообщала об этом в номере от 7 мая). Ее владельцем стал консорциум Baltic Rail Service (BRS), образованный тремя западными и одной эстонской фирмой. В высшей степени странная приватизация эта, вероятно, очень скоро станет причиной громких скандалов. Уже сейчас в Таллине поговаривают об отмене только что заключенного договора.
На момент конкурса, который состоялся 13 декабря прошлого года, на покупку Eesti Raudtee (ER) претендовали три покупателя: консорциум Real Estonia (RE), образованный на 90% консультационной фирмой Kingsley Group и на 10% в равных долях двумя американскими железнодорожными компаниями -- CSX Corporation и Rail America; англо-американо-эстонский консорциум BRS и фирма Raudtee Rahva Erastamise AS (RER), в основном представленная местным капиталом.
Конкурс выиграл RE, хотя еще на стадии переговоров возникло подозрение, что у консорциума возникнут проблемы с финансами. Дело в том, что с самого начала он не имел стратегического инвестора и лишь теоретически рассчитывал привлечь постороннюю фирму. 28 февраля, когда пришло время вносить взнос, у покупателя денег не оказалось. Эстонское агентство приватизации начало переговоры со следующим в очереди претендентом -- BRS.
И вот тут-то началось самое интересное. В Эстонии от имени RE появляется некий итальянец, назвавшийся Тони Массеи. Как потом выяснилось, настоящее его имя Антонио Аньотти, и он объявлен в розыск ФБР как аферист международного класса. Этот Массеи-Аньотти несколько лет безуспешно пытался наладить бизнес в Эстонии и в итоге пристроился консультантом в RE. Когда пришел запрос из ФБР, его и след простыл.
Впрочем, итоги конкурса оказались поставленными под сомнение, поскольку RE вовремя не внес деньги. Но на смену исчезнувшему итальянцу появился другой -- сицилиец Джованни Спозато, который "очаровал" эстонских приватизаторов совершенно фантастическими историями об инвестиционных вливаниях: будто бы он готов заплатить за акции 150 млн долл. и ежегодно инвестировать примерно по 670 млн долл.
Пикантная подробность, связанная с именем Спозато, состоит в том, что в одном из телеинтервью он заявил, что живет попеременно то в России, то в Колумбии. И что деньги для "железки" он возьмет в некоем фонде российского происхождения.
Характерно, что в отличие от своего предшественника Спозато вел себя уверенно и грозил судом тем, кто в нем сомневался. Он демонстрировал собеседникам "справку" из Интерпола и бельгийской полиции о том, что "чист", и о годовой зарплате в 200 тыс. долл. И когда по совету английской фирмы GIBB, консультировавшей приватизацию Эстонской железной дороги, заподозрившей неладное, RE было все же отказано и начаты переговоры со вторым претендентом -- BRS, Спозато обратился в Таллинский административный суд и добился решения о приостановке процесса приватизации.
Тут его желания совпали со стремлениями эстонских предпринимателей -- компании RER, стоявшей в очереди третьей. Они также обратились в суд, требуя назначить новый конкурс.
Так что договор, который 30 апреля был подписан с BRS, весьма спорен в юридическом отношении, поскольку не было отменено решение Таллинского суда.
Новые хозяева "железки" не спешат раскрывать своих планов. Заявления следуют самые общие: о том, что пока тарифы останутся прежними, что не исключена возможность кадровых сокращений. Одна из установок, против которой категорически настроено руководство ER, -- "обновить" тягловый парк американскими локомотивами, бывшими в употреблении.
Между тем в эстонской печати появились сообщения о том, будто бы третий претендент, RER, якобы еще до подписания договора предлагал за 51% акций ER цену, вдвое превышающую ту, что была объявлена на конкурсе, но инвесторы отказались.
Теперь переговоры возобновились. И, судя по заявлениям представителей RER, имеют шансы на успех.
Владимир СКРИПОВ, Вильнюс