|
|
N°102, 16 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Расставанья не для нас
На «Кинотавре» страсть к кино уступила только любви к футболу
Пятнадцатый российский и международный фестиваль в Сочи завершил работу в предельно плотном режиме. В последние дни прошли премьеры конкурсных картин, которые до того не были доступны публике, именно они вызвали наибольший интерес и в конце концов стали фаворитами зрителей, журналистов, а в результате и жюри. «Долгое прощание» Сергея Урсуляка, экранизация одноименной повести Юрия Трифонова, привлекла внимание главной женской ролью, которую исполнила Полина Агуреева, а также тщательно воссозданной атмосферой 50-х годов. Но вряд ли картину можно назвать идеальной с точки зрения кинематографического ритма, да и изменения, внесенные в сюжет по сравнению с оригиналом, вызывали определенные вопросы. К тому же, несмотря на удачную операторскую работу Михаила Суслова, было очень сложно взять в толк, чем именно оказались обусловлены смены цветных и черно-белых сцен.
«Я люблю тебя» Ольги Столповской и Дмитрия Троицкого, имевшая определенный успех на последнем Берлинском кинофестивале сентиментальная трагикомедия о калмыцком пареньке, приехавшем в Москву на заработки и волею почти что несчастного случая влюбившемся в преуспевающего и вроде бы вполне гетеросексуального копирайтера, порадовала эффектным для малобюджетного фильма художественным решением (оператор Александр Симонов, художник-постановщик Константин Витавский), однако в очередной раз -- возможно, в первую очередь именно благодаря визуальной убедительности -- подчеркнула неизбывную и порой даже пугающую пошлость современного «высшего среднего класса». Мнения о фильме Романа Балаяна «Ночь светла», повествующем о сложных взаимоотношениях преподавателей и пациентов в школе-интернате для слепоглухонемых, разделились -- кому-то фильм показался тонким, человечным (в картине помимо профессиональных актеров снимались настоящие пациенты подобного рода заведений), других мелодраматические коллизии, наложенные на реальные человеческие драмы, не убедили. Но в любом случае это один из немногих фильмов конкурса, автор которого хотел сказать именно то, что сказал. Теплый прием ждал вроде бы уже известный фильм Андрея Прошкина «Игры мотыльков» -- социальную драму о современных провинциальных подростках, снятую по повести Владимира Железникова «Чучело-2». Совсем уж пристрастному и дотошному зрителю в фильме есть с чем не согласиться, но большая часть фестивальной аудитории приняла его на ура -- а с коллективным разумом спорить вроде бы не принято.
Две ленты, оказавшиеся фаворитами конкурсных просмотров, безусловно, станут главными событиями не только «Кинотавра», но и отечественного киногода в целом. «Водитель для Веры» Павла Чухрая -- невероятно профессионально сделанный, почти голливудский по картинке фильм о любви генеральской дочери Веры (Алена Бабенко) и личного шофера ее отца, бывшего детдомовца Виктора (Игорь Петренко), втянутых в закулисные кремлевские интриги в 1962 году. Поначалу фильм кажется практически идеальным зрительским кино, соединяющим западный профессионализм с привычным по фильмам советского периода и понятным широкой публике контекстом, однако чрезмерно авантюрный и надуманный финал оставляет ощущение неудовлетворенности. Впрочем, более подробно об этом фильме имеет смысл поговорить, когда он выйдет в широкий прокат -- «Водитель для Веры» имел невероятный успех на прошедшем в Сочи межрегиональном кинорынке. В кинотеатрах можно будет увидеть и «Моего сводного брата Франкенштейна» Валерия Тодоровского, фильм, не оставляющий сомнений в том, что Тодоровский остается совершенно уникальным режиссером, в картинах которого наши артисты выкладываются по полной. «Франкенштейна», почти фантасмагорическую историю о том, как в интеллигентную семью врывается негаданный Чужой -- внебрачный сын, духовно и физически искалеченный некой недавней Войной, -- украшают совершенно феноменальные актерские работы Леонида Ярмольника, Елены Яковлевой, Сергея Гармаша и Даниила Спиваковского, ставшего безусловным открытием фестиваля. Фильм вызывает по-настоящему сильные чувства, и о нем не имеет смысла говорить в двух словах. Осенью фильм появится на экранах -- и безусловно, станет объектом самого пристрастного разбора.
Любителям кино иного рода массу удовольствия доставила конкурсная «Кожа саламандры» Алексея Рудакова (автора сценария нашумевшей в свое время «Секс-сказки» и режиссера запредельных «Особенностей русской бани») -- кино про человека по фамилии Ершов (Александр Збруев), получившего возможность концентрировать внутри себя отрицательную энергию и в буквальном смысле слова убивать взглядом и словом. Поразительная смесь истинно российских спецэффектов и обличительного социального пафоса, Валерий Гаркалин в роли демонического мафиози Авенира Васильевича, обожающего городки и восседающего под портретом Роберта Де Ниро в роли Луиса Сайфера из «Сердца ангела», монологи о продажной прессе и потомственных интеллигентах -- все это безусловно создаст фильму истинно культовый статус в рядах многочисленных адептов отечественного кинотрэша. Им стоит запомнить это название и ни в коем случае не пропустить возможность увидеть, как сюжет в духе М. Найта Шьямалана разыгрывается по нотам студии «Трома».
Что касается международной части фестиваля, то в очередной раз приходится с унынием признать, что зарубежный конкурс вызывает интерес у одного и того же весьма немногочисленного контингента фестивальных гостей. Большинство же кинотавровцев относятся к зарубежному фестивалю как к чему-то факультативному и упорно предпочитает, скажем, интереснейшей ретроспективе «Пляжные истории» настоящие пляжные истории под открытым сочинским небом. Хотя программа продолжает существовать на негромком, но вполне достойном уровне. К тому же на этот раз не обошлось и без именитых гостей -- пресс-конференцию на фестивале дала знаменитая Сьюзан Сарандон, приехавшая в Сочи на закрытие.
И наконец, начало чемпионата Европы в очередной раз убедило в том, что из всех искусств для нас важнейшим является кино, а из всего кино важнейшим является футбол. Трансляции первых игр чемпионата собирали такую аудиторию и были восприняты с таким энтузиазмом, что некоторым командам впору было вручать призы в основных кинематографических номинациях. Тем же, кто лицезрению парящего по полю мяча предпочитает иные формы культурного досуга, приходилось действовать по обстоятельствам. Так, в число самых ярких и относительно культурных мероприятий фестиваля можно включить череду импровизированных, но невероятно энергетичных танцевальных вечеров, проведенных сплоченной командой единомышленников из творческих групп-хитов «Бумер» и «Даже не думай». Глядя на то, как отчаянно, позитивно и весело отрывается цвет молодого российского кино, не оставалось сомнений: будущее у российского кинематографа есть -- и оно, пожалуй, вполне лучезарно.
Главное ощущение, вынесенное с юбилейного фестиваля, -- жизнь продолжается. Несмотря на апокалиптические настроения, появившиеся после известного заявления Рудинштейна и Янковского, фестиваль жил своей обычной жизнью -- чувства, что все это может когда-нибудь закончиться раз и навсегда, не было и в помине. Что-то может измениться до неузнаваемости, что-то кануть в небытие -- но ясно одно: без «Кинотавра» наш кинематографический народ будет неполным. Пятнадцатый фестиваль просто обязан был стать важным и юбилейным. Но последним -- ни в коем случае.
Подпись: Трудно поверить, что Марк Рудинштейн и Олег Янковский рулят «Кинотавром» в последний раз
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ