|
|
N°101, 11 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полусухой закон Швеции
Алкогольная монополия как модель здравоохранения
По данным влиятельной шведской газеты «Свенска дагбладет», большинство жителей страны недовольны алкогольной политикой правительства. За сохранение существующих с 20-х годов прошлого века порядков продажи спиртного высказались только 33% шведов, в то время как 67% опрошенных выступают за расширение продаж и снижение цен на алкоголь. Особенно активные граждане Швеции обращаются в Брюссельскую штаб-квартиру Евросоюза и указывают на несоответствие алкогольной политики Стокгольма правилам Единой Европы.
Швеция -- единственная страна Евросоюза, где сохраняется если не сухой, то полусухой закон. Взять хотя бы цены. Самая дешевая водка -- финская «Коскен корва» -- стоит от 180 крон, то есть 24 долл. Хорошо знакомая «Столичная» -- 230 крон, а это уже 31 у.е. В шведских продуктовых магазинах нельзя приобрести ничего крепче 3-градусного пива. Все остальное продается только через сеть специализированных государственных магазинов «Систембулагет». На всю страну их всего четыреста. Работают они с десяти до шести, в субботу только до трех, воскресенье -- выходной. Кто не успел, тот опоздал.
За долгие годы существования монополии на алкогольную продукцию законопослушные шведы изобрели немало способов обмануть государство -- от банального самогоноварения до заказа водки из Португалии через Интернет. А проще всего отовариваться в соседней Дании. Поезд из Стокгольма в Копенгаген идет четыре часа, а из порта Мальме до датской столицы можно добраться и за полчаса. У датчан спиртное всегда было дешевле, а тут они еще и объявили о дополнительном снижении ставок акцизов на крепкие спиртные напитки. Это немедленно привело к бурному росту туризма из Швеции -- благо в этом году шведское правительство под натиском Брюсселя увеличило квоту ввоза спиртного из других стран ЕС до десяти литров на человека.
Из-за этой 10-литровой квоты казна потеряет 4 млрд крон -- почти полмиллиарда долларов. Министерство финансов прогнозирует в 2004 году снижение на 25% налоговых поступлений от государственной алкогольной монополии. Чиновники, отвечающие за наполнение казны, начинают исподволь готовить общественное мнение к отмене десятилитровой квоты.
Правительство Швеции объясняет сохранение ограничений на ввоз спиртного из других стран Евросоюза заботой о здоровье нации. В интервью «ВН» директор по маркетингу государственной монополии «Систембулагет» Ене Рёдбери сказал: "Высокими ценами мы ограничиваем потребление спиртных напитков. Шведское государство пытается выработать у граждан тягу к трезвому и здоровому образу жизни. Алкогольная монополия -- это, если хотите, наша модель здравоохранения. Продажа спиртных напитков для моей компании не просто торговля, а социально ответственная задача, имеющая целый ряд нравственно-этических моментов. Мы никогда не будем рекламировать алкоголь за пределами наших магазинов. Мы никогда не будем рекламировать алкоголь в молодежной среде".
Однако совсем иначе шведские продавцы и производители спиртного ведут себя за пределами отечества. Реклама водки «Абсолют», которая заполонила американские и европейские журналы. Целевой группой потребителей этой популярной шведской водки в США выбрана молодежь. Реклама убеждает молодых людей, что пить «Абсолют» -- это модно, престижно, концептуально. В прошлом году только в США этой водки было продано более чем на 500 млн долларов.
Сергей ПАНКРАТОВ, Стокгольм