|
|
N°101, 11 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Компенсация льгот
Профсоюзы выторговали себе право обсуждать социальную политику с правительством
Российское правительство, чувствуя мощную поддержку парламентского большинства, а также привычное безмолвие народа, похоже, слегка перегнуло палку в проведении реформ. Прокатившиеся по стране стихийные протесты граждан против задержек зарплат и замены социальных льгот денежными компенсациями наконец заставили подать голос и лидеров российских профсоюзов, обычно настолько лояльных власти, что она давно уже не считает нужным даже обсуждать с ними свои планы. Вчера Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), объявив общий сбор своих сторонников, попыталась оседлать протестную волну, поднявшуюся после решения о конвертации льгот для пенсионеров и инвалидов в денежные субсидии.
Вчера во всероссийской акции протеста под знаменами ФНПР приняли участие десятки тысяч человек более чем в 300 городах. Крупные митинги перед зданиями областных администраций прошли в Калининграде, Волгограде, Саратове, Екатеринбурге, Кемерове. Особую активность проявили жители Сибири и Дальнего Востока, не понаслышке знакомые с проблемой задержки зарплат. В Приморье акцию протеста поддержало более 5 тысяч человек. Участники митинга, прошедшего перед зданием администрации Карелии, вообще оказались в двусмысленном положении после того, как министр труда и социальной защиты республики Николай Черненко заявил о своей солидарности с профсоюзами и вышел на площадь, присоединившись к демонстрантам.
На таком фоне акция, прошедшая на Горбатом мосту у Дома правительства в Москве, казалась немногочисленной. Во многом из-за холодной и дождливой погоды в ней приняло участие лишь около тысячи человек, которые быстро разошлись. Однако погода не помешала главе ФНПР Михаилу Шмакову сделать ряд воинственных заявлений о том, что если голос народа не будет услышан правительством и на этот раз, то уже к осени профсоюзы перейдут от протестов к предупредительным забастовкам.
Впрочем, у главы ФНПР к правительству совсем иные претензии, нежели у большинства участников вчерашней всероссийской акции, требовавших от властей сохранения льгот в их нынешнем виде, а еще лучше -- их преумножения. Г-н Шмаков пришел к Белому дому, попросту говоря, требовать уважения. И к себе лично, и к профсоюзам в целом. Дело в том, что в соответствии с федеральным законом «О профсоюзах» все социальные законопроекты власти перед внесением в Госдуму должны обсуждаться трехсторонней комиссией в составе представителей государства, работодателей и профсоюзов. Однако власти, очевидно, сочли консультации по правительственным проектам с не отличающимися в последнее время строптивостью профсоюзными лидерами излишней формальностью. Работа комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений оказалась на некоторое время заблокированной, поскольку туда «забыли» назначить представителя государства.
Обидевшийся лидер ФНПР добился в конце мая аудиенции у главы государства и напомнил Владимиру Путину о необходимости возобновить работу трехсторонней комиссии. Видимо, для того, чтобы это требование звучало более весомо, накануне г-н Шмаков назначил дату всероссийской акции протеста. Едва ли угроза вывести на улицы миллионы трудящихся и пенсионеров сильно испугала президента, однако с доводами главы ФНПР он согласился. «Та пауза, которая возникла с реорганизацией правительства в деятельности комиссии, должна быть закончена», -- заявил президент и назначил координатором работы трехсторонней комиссии вице-премьера Александра Жукова.
Примечательно, что отменять намеченные демонстрации Михаил Шмаков после этого не стал. Как, впрочем, и Александр Жуков -- спешить с назначением даты первого заседания обновленной комиссии. Более того, правительство внесло в Госдуму пакет социальных законопроектов, вызвавших у профсоюзных лидеров настоящий шок.
После нашумевшего скандала с невыплатой зарплат голодающим шахтерам Хакасии правительство решило изъять из Трудового кодекса статью о государственной гарантии на получение работником установленной законом минимальной заработной платы, независимо от формы собственности предприятия, на котором он работает. Напомним, что речь в данном случае идет совсем не о МРОТ в несколько сотен рублей. Государство гарантирует работнику зарплату не ниже прожиточного минимума -- именно такая трактовка содержится в ст. 133 Трудового кодекса. В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» глава Центра общественных связей ФНПР Андрей Баранов заявил, что правительственный законопроект «противоречит федеральному законодательству и Конституции». По его словам, госгарантия на получение минимальной зарплаты записана в ст. 37 Конституции и не может быть отменена внесением поправок в Трудовой кодекс. Кроме того, правительство допустило и процедурные нарушения. По словам г-на Баранова, пакет социальных законопроектов обсуждался на заседании кабинета министров 29 апреля и не вызвал никаких возражений профсоюзов, так как не содержал поправок в Трудовой кодекс. В начале июня документы, якобы одобренные правительством, были внесены в Госдуму, но уже с поправками, которых прежде никто не видел. «Если законопроект будет принят, -- заявил г-н Баранов, -- то из российского законодательства исчезнет само понятие «социальные гарантии», государство же будет отвечать лишь за «социальную поддержку».
Довольно резкое обращение к правительству, сделанное руководством ФНПР на прошлой неделе, осталось без ответа, и профсоюзы с удвоенной энергией начали готовиться к протестам. Судя по всему, такая вчерашняя активность демонстрантов в регионах стала несколько неожиданной для правительства. Митинг на Горбатом мостике в Москве еще не успел закончиться, а большинство спорных вопросов уже было урегулировано. Вице-премьер Александр Жуков наконец встретился с г-ном Шмаковым и пообещал ему рассмотреть все социальные инициативы правительства на заседании трехсторонней комиссии 25 июня. В то же время, чтобы не сдавать позиции без боя и не потерять лицо, Михаилу Шмакову предъявили лидера парламентского большинства Бориса Грызлова, который развеял иллюзии профсоюзного лидера, заявив, что «фракция «Единая Россия» разделяет озабоченность профсоюзов», однако «поддерживает общую концепцию правительственного законопроекта».
Александр ГУДКОВ