|
|
N°101, 11 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Я поведу тебя в трамвай
18 июня завершается конкурс музейных проектов
Зуб мамонта, осколки восемьсот лет назад разбитого горшка, прялка, пожелтевшие фотографии крестьянок в платочках -- стандартный набор в экспозиции краеведческого музея маленького города. Чувство некоторой тоски возникает у большинства из нас, когда представляешь себе эти залы, где ты единственный посетитель за день, если не за неделю.
К музеям в маленьких, нетуристических городах мы относимся одновременно с почтением и состраданием. Каждый согласится, что в любом городе, пусть самом маленьком, музей должен быть. Каждый знает, что провинциальный музей -- это обычно и предмет гордости города, и средоточие проблем. Почти все эти слабо, но упорно тлеющие очаги культуры страдают от отсутствия денег. В самом деле содержание музея, отвечающего современным требованиям, удовольствие дорогое. Витрина для выставочного зала, со специальным освещением и стеклом, не пропускающим пыли, стоит от 5 тыс. евро. И все-таки главная сложность не в этом. Самая большая проблема музеев, расположенных в маленьких городах вдали от туристических центров, это их обособленное, замкнутое, самодостаточное существование. Бывают ситуации, что музею повезло -- его любит местная власть; он в полном объеме получает финансирование; регулярно устраивает выставки; кто-то из сотрудников выиграл зарубежный грант; кто-то пишет диссертацию. Но при этом в залы забредает либо экскурсия школьников, либо редкий культурный командировочный.
Что нужно делать, чтобы разомкнуть герметическое существование местных музеев, связать их жизнь и жизнь города? Как добиться, чтобы в сознании жителей он перестал быть чуланом, где хранятся старые вещи, и превратился в центр общественной и художественной жизни?
Для этого нужны новые идеи и новые концепции. Своеобразным их смотром стал семинар «Меняющийся музей в меняющемся мире», проведенный совместно Министерством культуры Российской Федерации и Благотворительным фондом Владимира Потанина при организационном участии Ассоциации менеджеров культуры. Жюри рассмотрело 450 заявок из 66 российских регионов и выбрало 38 самых интересных проектов. В число финалистов попали и Эрмитаж, и Третьяковская галерея. Но наиболее неожиданными и смелыми оказались проекты, созданные где-то в недрах России -- в маленьких городах, городках и селах.
Можно заметить одну, главную тенденцию. Сверхзадача, которую ставят перед собой авторы концепций, -- формирование единого пространства, хотя бы культурного. Речь уже не идет о том, что город помогает музею. Авторы программ пытаются запустить обратный процесс. Музей помогает городу осознать себя. Объяснить жителям, что они не просто некоторое количество людей, собравшихся в некотором месте, но общность, у которой есть прошлое и будущее.
В городе Гаврилов-Ям, например, предполагается создать Музей ямщика. Авторы идеи, сотрудники Ярославской областной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова, специально подчеркивают, что их цель не только увеличение числа туристов, но и «активизация местного сообщества на основе формирования локальной идентичности и местной мифологии». Поселок городского типа Епифань собирается возрождать знаменитую Епифанскую ярмарку. Причем создатели концепции -- работники Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» видят в ней не только привлекательную для туристов историческую реконструкцию, но и катализатор для экономической и социальной активности местного сообщества. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник собирается создать экспозицию, посвященную русской копейке, и на этой базе подружиться с местными банками и вместе внедрить образовательную программу по истории денежного обращения и финансов.
К понятию музейного пространства создатели концепций относятся максимально свободно. Авторы проекта «Античный мир России» собираются объединить в экспозицию под открытым небом территорию Боспорского царства в Северо-Восточном Причерноморье -- с руинами древних городов, островами, грязевыми озерами и пляжами. А в Приморском крае экспозицию, посвященную Владивостоку и его японскому побратиму -- городу Хакодатэ, размещают в обычном городском трамвае, а трамвай этот ходит по Светлановской -- главной улице Владивостока. В Удмуртии, в селе Дебесы собираются создать Музей истории Сибирского тракта -- с образовательными турами по Сибирскому тракту.
Сотрудники местного Историко-культурного музейно-образовательного центра в карельском городке Сегежа собираются создать Art-Paperclub на базе местного целлюлозно-бумажного комбината и вписать скучный производственный процесс в контекст истории, в контекст культуры. «Образ бумаги и его творческая интерпретация повысят конкурентоспособность Сегежи» -- это слова из заявки.
В современном обществе, которое справедливо называют «атомизированным», раздробленным, музей пытается выполнить достаточно парадоксальную роль. Традиционная роль музея -- быть хранителем коллективной памяти. В современных условиях он пытается эту память еще и создавать.
Церемония награждения и презентация наиболее перспективных проектов пройдут 18 июня в Останкино.
Екатерина КАРСАНОВА