|
|
N°101, 11 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Женский взгляд и любовь к Пушкину
«Кинотавр» подводит первые итоги
Подведены итоги конкурса «Короткий метр»: главный приз поделили между собой фильмы «Двое» студентки ВГИКа Екатерины Гроховской (тринадцатиминутная «история одинокого мужчины и бродячей собаки») и уже побывавший в Канне «Столичный скорый» Артема Антонова. Почетные дипломы получили «Попутчики инжира» Егора Анашкина, «Гарун» Павла Фетисова, а также ставший негласным фаворитом часовой фильм «Ключевое действие» Павла Руминова (автора сценария режиссерского дебюта Романа Прыгунова «Одиночества крови»), на «Короткий метр» представившего почти полнометражный проект, остроумно и артистично переплавляющий традиционные кошмары слабохарактерных сценаристов в требуемый временем криминальный сюжет. Эта работа, а также показанный вслед ролик следующего фильма Руминова, мистического триллера «Человек, который молчал» убеждает, что за этим человеком, одержимым Хичкоком, Де Пальмой и Дарио Ардженто, большое будущее.
Основная баталия тем временем идет своим чередом. В этом году российский конкурс «Кинотавра» улыбается довольной феминистской улыбкой Моны Лизы: из пятнадцати картин, соревнующихся за «Золотую розу», четыре сняты представительницами прекрасного пола. Однако было бы непростительной ошибкой объединять эти фильмы в одну категорию исключительно по признакам пола. Для того чтобы в этом убедиться, можно сравнить две картины, в эти дни прошедшие в конкурсе практически встык. Обе дебютные, обе сняты женщинами, боле того -- по женским же сценариям. Но кажутся пришельцами (или, если угодно, пришелицами) из космически далеких друг от друга миров.
«Шиза» Гульшад Омаровой (известной до сего момента как соавтор сценария «Сестер» Сергея Бодрова-младшего) -- история пятнадцатилетнего казахского паренька, которого не привечает никто, кроме старшего «товарища», сожителя матери. Тот предлагает Шизе поработать на него в качестве вербовщика бойцов для кулачных боев, которые проводятся местными авторитетами. Одного из очередных рекрутов убивают прямо на ринге, но перед смертью он успевает дать пацану поручение: отнести деньги своей подруге и сыну. Увидев их, Шиза впервые в жизни ощущает себя хоть за что-то ответственным. Как бы ни напоминал пересказ сюжета многочисленные этнические драмы, без которых не обходится ни один фестиваль последнего времени, «Шиза» -- кино совсем другого сорта. Не привычно «обманчиво», а по-настоящему простой фильм, снятый строго и прозрачно, со сдержанным, но очевидным юмором и простительным минимумом общеупотребимых в подобных случаях метафор. Продуманная аутентичность провинциальной казахской жизни и сопутствующие ей околокриминальные расклады не кажутся здесь экспортным аттракционом. «Шиза», как и заглавный герой, не хочет понравиться любой ценой, не бьет на жалость -- и поэтому по-настоящему располагает к себе.
Другой фильм нечаянной пары -- «Повелитель эфира». Режиссер (в послужном списке которой, если верить каталогу, телепрограммы о Копполе, Богарте и Хичкоке) как будто сознательно поставила себе задачу вместить в без малого полтора часа экранного времени все возможные огрехи, провалы и нелепицы, которые могут подстерегать начинающего кинематографиста. Любой человек, пускай лишенный профессионального кинообразования, но обладающий элементарным вкусом, способен понять, что с фильмом, который начинается с песни группы «Серьга», наложенной на открыточную панораму вечерней Москвы, явно что-то не в порядке. Но все только начинается -- московские виды, как будто сошедшие с буклетов «Интуриста», появятся еще не раз, а на их фоне развернется несуразное, неправдоподобное да и просто хронологически не выдержанное действо, которое иногда кажется похоже на злую пародию на фильм Джима Джармуша «Ночь на Земле», а чаще всего не похоже вообще ни на что. Особенно в моменты, когда на экране царит Алексей Кортнев; он играет чудовищно даже для непрофессионального артиста и облачен в парик, по сравнению с которым даже легендарная седая накладочка Микки Рурка в «Годе дракона» кажется тупейным шедевром. Довольно неприятное впечатление производит и еще одна эстрадная знаменитость, попавшая в кадр, -- яркий представитель усердно насаждаемого нынче жанра «шансон с человеческим лицом», лидер «Хоронько-оркестра» Дмитрий Хоронько, который утомительно и невыносимо кривляется. В общем, даже самые забубенные примеры современного российского кинотрэша (которые все желающие могут лицезреть по ночам на фестивальной площади) кажутся на фоне этой картины как минимум крепкими мейнстримными произведениями.
Зарубежный конкурс тем временем порадовал как минимум одним выдающимся фильмом. Создателя «Мясников в зеленом» Андреса Томаса Йенсена наши зрители благодаря артхаусным прокатчикам знают поразительно полно и хорошо. Фильмы, снятые по его сценариям, -- «догматические» «Последняя песнь Мифуне» и «Король жив», а также участвовавший в конкурсе прошлогоднего ММКФ «Скагеррак», -- были у нас вполне доступны, а режиссерский дебют Йенсена -- популярные в датском прокате «Мерцающие огни» -- выходил на лицензионных кассетах. Его вторая самостоятельная картина -- блистательная черная трагикомедия про пару мясников, которые открыли собственную кулинарию и имели огромный успех благодаря блюдам, сделанным из человеческого мяса. Несмотря на заезженную вроде бы фабулу, фильм ни на что особенно не похож (разве что на классику черной новеллы вроде рассказов Роберта Блоха и Роальда Даля -- но это всегда комплимент) и отличается не только запредельной жесткостью невозмутимого скандинавского юмора, но и отменными актерскими работами. По-хорошему нездоровое, болезненное и убедительное кино, которое можно было снять, пожалуй, только в Дании, где вывихнутый еще во времена Гамлета сустав века так, видимо, и не вернулся на место, обрастая буржуазным жирком, но не переставая саднить.
Вне конкурса вослед Ардженто гостей фестиваля вгоняли в дрожь «Охотниками за разумом» Ренни Харлина (безумный, но не бездумный триллер, смачно переносящий коллизии «Десяти негритят» на тренировочный остров ФБР и поражающий наглыми, но эффектными логическими допущениями; фильм, к слову, до сих пор не вышел в Америке, потому что позиционировать эту кровавую и запутанную головоломку в прокате будет действительно довольно сложно, зато у нас он выйдет довольно скоро и обязательно заслужит более подробного разбора), а также «Поэтом» Пола Хиллза. Тут, правда, дрожь несколько иного свойства: в вялом, псевдоинтеллектуальном и псевдоевропейском триллере действует чеченский ветеран Сахаров, который стал элитным киллером международного уровня и влюбился в сестру своей нечаянной жертвы. Дуэт Сахарова (Дагрей Скотт -- «Миссия невыполнима 2», «Игра Рипли») и Лоры Харринг («Маллхолланд Драйв») является претендентом на самый неубедительный и смехотворный за последние лет десять -- при том, что общаются они исключительно афоризмами, поминают Монтеня и Климта, главный герой получил свое прозвище Поэт из-за любви к Пушкину, а перед тем как добить брата своей возлюбленной, на ломаном русском произносит: «Пора, мой дрьюг, пора, забьенья сьерде просьит». После этого остается только с изменившимся лицом бежать из зала, выкрикнув на прощанье коронную реплику Сергея Колтакова из фильма «Мама, не горюй!»: «Ты мне еще Ницше начни цитировать!»
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ