|
|
N°89, 24 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шум в ветвях власти
Парламенту и правительству Шеварднадзе предпочел совет безопасности
В середине июня парламент Грузии должен вынести вердикт в отношении инициативы президента о воссоздании поста премьера и института кабинета министров, упраздненных в 1995 году. Но события этой недели продемонстрировали, что почин Эдуарда Шеварднадзе, похоже, обречен на провал. Впрочем, как ни странно, такой поворот может и не разочаровать президента.
Внести в конституцию изменения, необходимые для введения поста премьера, могут 157 депутатов (всего их 235). У пропрезидентского большинства 134 мандата, значит, правящий «Союз граждан» и его сателлиты обречены на торг с оппозицией. Последняя не замедлила объявить свое условие: голоса взамен на новый избирательный закон, главное в котором -- выборы губернаторов и мэров (сейчас они назначаются президентом) и формирование избиркомов на равных правах. Это позволило бы оппозиции создать нынешней осенью на местных выборах прочный задел для победы на следующих парламентских -- в 2003 году.
Но Шеварднадзе с самого начала заявил, что торг неуместен: принимайте инициативу в чистом виде, или все остается как есть. В ответ лидеры оппозиционных фракций официально заявили, что располагают 101 голосом тех, кто поддерживает их требования. Причем в этом списке есть и девять парламентариев, переметнувшихся из большинства, но имена держатся в строгом секрете, чтобы за нарушение дисциплины их не отчислили из «Союза граждан». «Недалеко то время, когда парламентская оппозиция будет доминировать в парламенте», -- заявил лидер пока еще меньшинства Джемал Гогитидзе.
Председатель парламента Зураб Жвания, уже заявивший о согласии возглавить правительство в случае учреждения премьерского поста, назвал объединение оппозиции неперспективным, так как, по сути, оно направлено против него лично. Шеварднадзе такая ситуация тоже устраивает. С одной стороны, раскол в парламенте позволяют президенту урезонить амбиции Жвания и его команды -- какой же ты политик, если у тебя разбегается большинство и невозможно протащить инициативу главы государства. С другой стороны, не будет кабинета -- тоже ничего, Шеварднадзе сохраняет нынешнюю модель, по которой он сам и руководит правительством.
На фоне страстей в исполнительной и законодательной ветвях президент постепенно выводит на ключевые роли совет национальной безопасности. Его возглавляет «серый кардинал» грузинской политики, давний и преданный шеварднадзевский соратник Нугзар Саджая. Сначала его бросили на подготовку нового договора с Россией, проект которого «обкатывают» именно в совбезе. На днях же Шеварднадзе решил аккумулировать под эгидой совбеза усилия по исполнению бюджета (провал показателей мая и июня грозит разрывом с МВФ). Очевидно, что кадровые вопросы в таможенной, налоговой и иных сопредельных сферах (ключевые посты здесь пока заняты представителями команды Жвания) теперь будут согласовываться с Саджая. Шеварднадзе остается верным испытанному методу политики баланса -- Совбез станет противовесом парламенту.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси