|
|
N°100, 10 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Ему захотелось прославиться"
О том, как относилось к Рональду Рейгану, президенту США с 1981 по 1989 годы, советское руководство, корреспонденту газеты "Время новостей" рассказывает известный американист, писатель и переводчик генеральных секретарей ЦК КПСС Виктор СУХОДРЕВ.
-- Поначалу к Рейгану относились с неприязненной иронией: бывший актер, куда полез, взялся не за свое дело... А уж после повешенного им на СССР ярлыка "империя зла"... Поэтому вопрос о проведении встречи с Рейганом в советском руководстве даже не возникал. Встречались тогдашний министр иностранный дел Андрей Громыко и тогдашний госсекретарь США Джордж Шульц. Вяло шли переговоры по ограничению стратегических вооружений. Но пока у власти был Брежнев, дело не двигалось так, чтобы можно было заключить новое соглашение.
Зато когда с Рейганом стал встречаться Михаил Горбачев, как сказали бы американцы, столы оказались перевернуты. Если в последние годы Брежнев, как известно, только читал по бумажке, даже при встрече с президентом Джеймсом Картером в 1979 году, то при встречах с Горбачевым по бумажкам уже читал Рейган. Точнее, по своим знаменитым карточкам, были у него такие, вроде библиотечных.
-- Кто из президентов, Рейган или Горбачев, сделал первый шаг к встрече?
-- Трудно сказать. Им обоим хотелось встретиться. Но первый шаг все равно ведь всегда делается на уровне экспертов. Первая встреча в 1985 году в Женеве была знакомством -- Рейган и Горбачев говорили обо всем, что могло интересовать тогда две сверхдержавы (мы тогда еще были сверхдержавой). В 1986 году в Рейкьявике Горбачев огорошил Рейгана, предложив уничтожить все стратегические наступательные вооружения. Рейган сначала согласился -- во время разговора с глазу на глаз. Но когда об этом узнал госсекретарь и другие правительственные чиновники США, стало ясно, что это отдаленный идеал.
-- Как Рейган стал миротворцем? Он действительно собственной рукой писал Брежневу письма с просьбой о встрече?
-- Нет, такого не было. Изменения произошли во время второго срока президентства Рейгана. Он стал меняться на глазах. Внутри страны он вел успешную экономическую политику, "рейганомику". Ему захотелось прославиться и во внешней политике. Апофеозом стала прогулка по Красной площади улыбающихся Горбачева и Рейгана в 1988 году. Когда Рейгану напоминали об "империи зла", он тоже улыбался -- они ведь с Горбачевым уже называли друг друга по именам. Политические деятели обычно не признают, что были не правы, но, по сути, Рейган отрекся от своих убеждений.
Беседовала Валентина КУЛЯБИНА