Время новостей
     N°100, 10 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.06.2004
Вода с перцем
Антимонопольное законодательство сделают гораздо жестче
Правительство изыскивает новые резервы для обеспечения темпов экономического роста, позволяющих удвоить ВВП к 2010 году. Вчера к решению общей задачи были подключены антимонопольные органы, прежде на экономическом фронте не блиставшие. На коллегии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) вице-премьер Александр Жуков поставил перед ними задачу обеспечить в стране добросовестную конкурентную борьбу. «Антимонопольная политика при правильном подходе -- мощнейший стимул для развития экономики и рынка. Без конкуренции в самом широком смысле слова мы не сможем выполнить задачу по удвоению ВВП», -- заявил он.

Однако без соответствующего законодательного обеспечения взрастить конкурентную среду невозможно. Опыт работы прежнего Министерства по антимонопольной политике это наглядно продемонстрировал. Поэтому на коллегии решили изменить антимонопольные законы. Причем как в части контроля, так и в части наказания. Г-н Жуков предупредил тех, кто собирается противостоять усилиям кабинета министров и продолжать наживаться за счет монопольной ренты. «Нужно существенно увеличить штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства, а также предусмотреть соразмерность штрафов с ущербом, который наносится гражданам и хозяйствующим субъектам», -- сказал вице-премьер. Кроме того, по его словам, должно быть минимизировано количество льгот и преимуществ, предоставляемых различным компаниям. Предоставляться они должны только в том случае, если не приводят к ослаблению конкуренции.

Впрочем, для антимонопольного ведомства и лично для его нового главы, экс-депутата Госдумы от партии «Яблоко» Игоря Артемьева предложения г-на Жукова неожиданностью не стали. Сам г-н Артемьев в бытность депутатом специализировался на антимонопольной теме, а потому прекрасно знает, почему система буксует.

ФАС и МЭРТ уже готовят проект нового закона о конкуренции. В правительство он поступит осенью. Как сообщил на коллегии замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, закон строится на новой идеологии -- перехода от разрешительно-предупредительной системы к контрольно-уведомительной. «Главный вектор деятельности смещается с предупреждения возможного доминирования на выявление и пресечение злоупотреблений доминирующим положением», -- сказал он. Иными словами, антимонопольный контроль не будет препятствовать той или иной компании развиваться (в том числе путем слияний), завоевывать новые рынки. Главная цель -- не дать этой компании душить другие.

В качестве подтверждения того, что государство меняет антимонопольный курс, г-н Шаронов поведал о предстоящем многократном увеличении стоимостного порога сделок, требующих одобрения антимонопольной службой. Порог повышается в 100 раз -- примерно до 1 млрд руб. «Это выводит из предварительного контроля огромное количество сделок, которые не влияют на конкуренцию, и высвобождает ресурсы для контроля над сделками, которые влияют на конкуренцию», -- считает Андрей Шаронов.

Тем, кто останется под контролем, не позавидуешь. Ведь по новому закону о конкуренции можно будет не только нарваться, например, на принудительную ликвидацию сделки по слиянию (через год ФАС, возможно, получит соответствующие полномочия), но и, что называется, попасть на очень и очень большие деньги. Штрафы за монополистическую деятельность предполагается высчитывать исходя не из МРОТ, а из показателя годового оборота компаний. «Мы взыщем с компании-нарушителя, например, 3% годового оборота, наказание будет соразмерным тем доходом от монополистической деятельности, которые получила компания», -- говорит Игорь Артемьев. Причем доказывать нарушения -- скажем, ценовой сговор в виде картельных соглашений -- станет проще. «Мы уже не будем доказывать сам факт картельного соглашения или ценового сговора. Как правило, никакие документы в данных ситуациях не подписываются. Необходимо будет только установить факт параллельного экономического поведения, то есть случаи, когда без экономического обоснования потенциальные конкуренты одновременно повышают цены», -- сказал г-н Артемьев.

Впрочем, и сами сделки по слиянию могут преподнести неприятные сюрпризы некоторым бизнесменам. ФАС настаивает на том, чтобы при их совершении выявлялись истинные владельцы компаний, даже если они зарегистрированы в офшорах. «Речь о том, чтобы прекратить практику согласования подобных сделок, если нет прозрачной структуры собственников», -- сказал глава ФАС. По его словам, повышение прозрачности российской экономики является условием конкурентной политики.

ФАС обещает, что не уйдут от ответственности и чиновники. Сегодня примерно 50% всех дел, которые ведут антимонопольные органы, -- дела против губернаторов, региональных парламентов и органов исполнительной власти, которые, как говорит г-н Артемьев, «создают административные барьеры, препятствующие развитию конкуренции». После изменений в законе создавать тепличные условия «своим» компаниям путем изгнания с рынка других станет опасно.

Сегодня это особо актуально для строительства. Игорь Артемьев уже давно точит зуб на монополизированный рынок недвижимости, особенно в Москве. Вчера он вновь резко критиковал положение дел в этой сфере. И получил полную поддержку Александра Жукова. Вице-премьер заявил, что нужно обеспечить равный доступ к земельным участкам, «так как монополизация в этом секторе сейчас высока». Среди предложений ФАС -- распределять земельные участки исключительно на конкурсной основе, чтобы исключить из этого процесса негативную роль чиновника. Причем конкурсы должны проводиться только по одному критерию -- цене. Все остальные условия должны учитываться при подготовке к конкурсу. Более того, предлагается ввести 35-процентный лимит в границах одного субъекта федерации на предоставление земельных участков под строительство для одной аффилированной группы лиц. По словам Игоря Артемьева, соответствующие предложения ФАС уже внесла в правительство.

Еще одно "дикое поле" -- рынок рекламы. Экс-глава антимонопольных органов Илья Южанов так и не смог победить алкогольные компании, придумавшие пока беспроигрышный ход: размещать рекламу водки под видом других напитков. Весь город утыкан подобной щитовой рекламой. Смотришь -- огромная бутылка водки, а присмотришься к мелкой подписи -- слабоалкогольный коктейль. То же самое и на телевидении -- то вода вместо одной из наиболее популярных водок, то вообще перец. Игорь Артемьев обещает устранить пробелы в законодательстве, которые позволяют производителям алкоголя столь свободно разгуливать по рекламному рынку. То же самое относится и к медикаментам. Как сообщил г-н Артемьев, ФАС уже разработала поправки в законодательство, запрещающие рекламировать препараты, якобы оказывающие помощь, но не прошедшие аттестацию.

Михаил ВОРОБЬЕВ