Время новостей
     N°100, 10 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.06.2004
Архивные чудеса
В Третьяковской галерее экспонируются сокровища РГАЛИ
Сладостные для исследователя звуки -- РГАЛИ -- почти ничего не говорят простому любителю искусств. Меж тем открытий чудных таится в Российском государственном архиве литературы и искусства довольно, чтобы сделать выставку интересную, яркую и представительную. С лучшими именами и важнейшими для русского авангарда произведениями: картинами Татлина, лубками Малевича, театральными костюмами Экстер и Рабиновича, акварелями Гуро, фотомонтажами Лисицкого, афишами Стенбергов, проектами Родченко и Клуциса. Архив -- не музей. Не то что постоянно показывать -- даже выставки делать приходится нечасто. Потому отбирали из хорошего лучшее, из любопытного -- самое интересное.

Выставка сделана по мотивам и на основе электронного каталога -- диска, над которым год работали сотрудники отдела архивных коммуникаций Галина Дрезгунова, Елена Гаспарова, Ирина Зеленина по гранту Фонда Форда. На диске 420 работ 58 авторов с автографами и биографиями. Избранное. Лучшее. Были бы деньги -- могли бы сделать еще несколько таких дисков, в архиве выявлено и атрибутировано более двух тысяч произведений. И это только авангардный круг. Большая часть этих работ никогда не попадет на выставки, в том числе и легендарные альбомы Алексея Крученых. Даже исследователям их выдают крайне редко. Поэт, художник и страстный коллекционер собрал множество рисунков, чудесных коллажей, фотографий, автографов. Несколько альбомов были расшиты -- листы их них украсили выставку, а «классическая эпитафия» по Ленину не привлекала -- притягивала: «Умер Ленин,/ умер милый,/ умер друг./ Умер Вова,/ умер душка,/ умер вдруг». В альбомах много коллажей Ольги Розановой -- близкого друга Крученых. По архивной традиции их украшают многочисленные номера, поставленные самым варварским образом прямо на работах -- дабы учесть каждый приклеенный листик. Возможно, выставка и каталог станут поводом отказаться от дикой традиции, хотя бы в отношении художественных произведений, и очистить от циферок теперь уже всемирно признанные шедевры. Тем более что в наше время для учета листочков существуют более гуманные способы.

Скромно, но с достоинством представили самые большие художественные фонды --Татлина и Фалька. Татлинский совершенно уникален -- архив хранит даже живописные произведения художника. Среди них есть несколько замечательных работ, достойных стать украшением именитого музея, как сейчас, увы ненадолго, выставочного зала Третьяковской галереи. Из большого фонда Лисицкого на выставку попал знаменитый горизонтальный небоскреб и новаторские фотографии, из архива Клуциса -- образцы шрифтов и проектные зарисовки. Не обошлось и без произведений известного своим изобразительно-эротическим творчеством Сергея Эйзенштейна. Расширив авангардный круг до совсем уж немыслимых границ, архивисты не удержались и включили в выставку эскизы декораций работы Михаила Чехова. Пусть на маленькой открыточке, но попали в архив и крошечные зарисовки Марка Шагала

В архиве есть своя «железная маска» -- часть собрания Харджиева, перехваченная на границе. Закрытые на много лет для исследователей документы, разумеется, не включили в экспозицию. Но к обработке коллекции, как сообщила на пресс-конференции директор РГАЛИ Татьяна Горяева, приступили.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки