|
|
N°99, 09 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европу затаскают по судам
Американцам позволили жаловаться на Старый Свет у себя дома
Верховный суд США принял решение, которое способно начать в Европе новую волну передела собственности. Теперь любой американский судья имеет право устанавливать границы суверенитета европейских государств и определять, как далеко распространяется право этих стран на собственность. Первой державой, которая окажется в роли подследственной, будет скорее всего Австрия.
В Вашингтоне рассматривался иск Марии Альтман, 88-летней наследницы австрийского еврея Фердинанда Блох-Бауэра. В 1938-м, после того как нацистская Германия аннексировала Австрию, семья Блох-Бауэров покинула страну, оставив там часть своего имущества. Среди брошенных богатств была и коллекция картин, многие из которых сейчас стоят миллионы долларов. Альтман требовала, чтобы австрийское правительство вернуло ей шесть полотен Густава Климта, которые висят сейчас в одном из венских музеев. Рыночная стоимость двух портретов и четырех пейзажей, по приблизительным оценкам, сейчас превышает 100 млн долл. Однако Австрия считала, что требование престарелой американки не имеет под собой никаких оснований. По мнению Вены, эти картины стали государственным имуществом задолго до аншлюса -- еще в 1925 году. Тогда, после смерти жены Фердинанда Блох-Бауэра Адели, произведения Климта по ее завещанию были переданы в дар музею.
Обычно в таких ситуациях дело должен решать суд, но здесь возникла серьезная проблема. В принципе вопрос о праве собственности на полотна Климта надо было бы рассматривать в Вене, но Мария Альтман абсолютно не хотела начинать тяжбу в Европе, требуя, чтобы решение принимал суд штата Калифорния. Местные же судьи отказались устраивать «межконтинентальный процесс», поскольку ответчиком выступало не частное лицо, а само австрийское государство. В США в 1976 году был принят закон, защищавший иностранные правительства от большинства судебных преследований такого рода. В нем был строго ограничен перечень возможных обвинений, которые могут быть предъявлены правительствам зарубежных стран в американских судах.
Тем не менее г-жа Альтман не успокоилась и подала апелляцию, которая в конце концов дошла до последней инстанции -- Верховного суда США. Девяти членам коллегии предстояло решить вопрос, можно ли найти в законе 1976 года основания для подобного иска против Австрии и можно ли придать этому закону обратную силу, распространив его действие на события, произошедшие 70 лет назад. Против подобного иска выступал и Белый Дом: американская администрация совершенно не желала обострения отношений с Веной и надеялась, что вопрос с полотнами Климта рано или поздно удастся уладить дипломатическим путем. Надежды, в общем, были не беспочвенны: как правило, европейские правительства достаточно щепетильно относятся к вопросам возвращения имущества, отнятого нацистами в годы холокоста. Не исключено, что Вена пошла бы и на то, чтобы выплатить Альтман определенную компенсацию.
Сейчас же, после опубликования судебного вердикта, наследница венского коллекционера имеет полное право судиться на своей территории. Многие полагают, что она имеет большие шансы выиграть дело, поскольку в истории с завещанием ее тетки Адели Блох-Бауэр есть несколько не до конца проясненных вопросов. В любом случае Верховный суд США, разрешив судам низших инстанций разбирать европейские вопросы собственности, создал весьма скандальный прецедент. Теперь можно ожидать, что вслед за Марией Альтман в суд потянутся и другие истцы. Так, к примеру, эксперты полагают, что в тридцатых-сороковых годах нацисты экспроприировали у еврейских семей около 600 тыс. произведений искусства.
Решение американских судей дает шанс начать новую волну возврата собственности. Отмечается, в частности, что в суды США подавались иски против Польши (от Варшавы требовали возвращения земель, принадлежавших евреям до нацистской оккупации) и против французской железной дороги (бывшие узники нацистов требовали от нее компенсаций, поскольку именно в ее поездах их везли в концлагеря). До сих пор такие иски, затрагивавшие интересы зарубежных государств, тормозились судами.
Владимир ДЗАГУТО