|
|
N°99, 09 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Концы с концами
Минфин срочно ищет источники увеличения непроцентных расходов
Завтра Минфин должен внести в правительство основные параметры федерального бюджета на 2005 год. Рассмотрение кабинетом министров намечено на 17 июня. Ведомство Алексея Кудрина держит свои наработки в строжайшем секрете. Впрочем, на то есть серьезные причины. Как сообщил газете «Время новостей» источник, связанный с разработкой бюджета, его авторы до сих пор окончательно не решили, каким образом увеличить непроцентные расходы. А что на это придется идти, чтобы бюджет не стал дефицитным, -- факт почти очевидный.
Роста непроцентных расходов требуют новые миллиардные затраты, которых не было и не могло быть в бюджетах последних лет. Во-первых, правительство решило перевести с 2005 года часть льгот Героев СССР, России, Соцтруда, ветеранов войны, инвалидов, «чернобыльцев» в денежную форму. Монетизация льгот будет стоить бюджету более 170 млрд руб. С учетом военнослужащих, которым также дадут деньги вместо льгот на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, выходит все 200 млрд. Во-вторых, из федерального бюджета предполагается покрыть убытки Пенсионного фонда после реформирования ЕСН (его эффективная ставка снизится с 29,5 до 24,15%), также намеченного на 2005 год. Общая сумма выходит немалая.
За счет возможного сокращения других расходных статей, увеличения налогообложения нефтяников (с 2005 года вырастет НДПИ), а также вывода граждан старше 1967 года рождения из накопительной пенсионной системы проблем бюджета и Пенсионного фонда не решить. Как заявил газете «Время новостей» Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в случае сохранения непроцентных расходов на нынешнем уровне придется отказаться от проведения бюджетной политики, направленной на структурные реформы. Денег не хватит, например, на федеральные целевые программы, многие из которых нацелены именно на реформирование экономики и в конечном счете на удвоение ВВП.
Однако как раз в том, каких образом увеличивать непроцентные расходы, согласия пока нет. По данным источника газеты, в ходе «жестких дискуссий» обсуждается несколько вариантов. Основных два. Первый заключается в том, чтобы балансировать бюджет, исходя из цены нефти не 20 долл. за баррель (как бюджет-2004), а выше. Второй -- дождаться наполнения стабилизационного фонда и начать его тратить. Как говорит источник, нынешние цены на нефть так высоки, что определенного законом объема в 500 млрд руб. стабилизационный фонд (он формируется с начала 2004 года за счет дополнительных доходов от высоких цен на «черное золото») достигнет уже к началу второго квартала следующего года, в крайнем случае к концу первого полугодия.
При этом в законе перечислены цели, на которые могут тратиться средства фонда. Понятно, что среди этих целей нет, скажем, денежной компенсации льгот инвалидам или ветеранам. Когда придумали стабфонд, монетизацию льгот еще не придумали. Однако закон, как напоминает г-н Белоусов, предоставляет возможность расходовать средства стабфонда не только на перечисленные цели, но и «на другие». Этой оговоркой часть разработчиков бюджета и предлагает воспользоваться. Впрочем, по словам источника газеты «Время новостей», есть и другие предложения по увеличению доходов и, соответственно, непроцентных расходов бюджета. Например, изъять у регионов в пользу центра 1,5% налога на прибыль. Или -- по примеру нефтяников -- предложить металлургам поделиться дополнительными доходами от высоких мировых цен на их продукцию. Можно, наконец, вновь выйти на рынок внешних и внутренних заимствований.
Между тем другой источник газеты «Время новостей», хорошо знакомый с процессом разработки бюджета, утверждает, что основной вариант уже выбран: повысят порог цены на нефть, исходя из которой будет сверстан бюджет. Правда, до какого уровня, пока неизвестно. Возможность маневра тут налицо. Даже по всегда осторожным прогнозам МЭРТ, цена нефти в следующем году составит 26 долл. за баррель (сейчас около 30).
Большинство экспертов согласны с тем, что увеличение непроцентных расходов пройдет безболезненно для экономики. Как говорит Дмитрий Белоусов, в 2005 году проблема стерилизации избыточной денежной массы не будет стоять остро. Такая ситуация сложится в том числе из-за увеличения оттока капитала из России в связи с ростом процентных ставок за рубежом и увеличением выплат по кредитам частного сектора.
По оценкам аналитиков, в целом бюджет 2005 года будет самым сложным и при формировании, и при исполнении за все последние годы. Помимо выплат льготникам, латания дыр Пенсионного фонда Минфину предстоит работать в условиях реформы межбюджетных отношений и изменения всей системы бюджетного планирования. В 2005 году начинается реализация плана перевода ведомств со сметного финансирования на финансовое обеспечение под конкретные программы. Цель этой правительственной новации -- заставить чиновников эффективнее тратить бюджетные деньги. По оценкам Минфина, если этого удастся добиться, можно будет сэкономить до 20% госрасходов. Правда, переводить ведомства на новаторскую форму финансирования предполагается вплоть до 2007 года. Пока неизвестно, какие министерства и ведомства выступят пионерами в следующем году. Как полагает эксперт по бюджетной политике Экономической экспертной группы Александра Смирнова, ими могут стать Минфин и МЭРТ (как разработчики программы), а также, возможно, Минтранс.
Михаил ВОРОБЬЕВ