|
|
N°89, 24 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Такой простой раздел продукции
Российские компании хотят минимизировать общение с государством
Новый порядок раздела продукции утвержден вчера Думой. Согласно принятым поправкам в закон «О соглашениях о разделе продукции», помимо действующего уже шестой год (с момента принятия закона) двухступенчатого раздела будет применяться упрощенный, т.н. «прямой раздел».
Сегодня вся продукция, добываемая на условиях раздела продукции, после уплаты роялти (регулярных платежей, устанавливаемых в процентном отношении от объема добычи или стоимости минерального сырья) делится на компенсационную и прибыльную. Компенсационная доля идет на покрытие затрат, понесенных инвестором при добыче полезных ископаемых. Прибыльная часть в установленной каждым соглашением пропорции распределяется между инвестором и государством. При прямом разделе вся добытая продукция делится на две части: одна предназначается государству, другая -- инвестору (доля сторон также определяется в каждом конкретном соглашении). Все свои издержки инвестор компенсирует из собственной доли продукции, зато в отличие от двухступенчатого раздела за исключением единого соцналога не платит никаких иных федеральных налогов (уплачиваемые региональные и местные налоги компенсируются инвестору из государственной доли продукции). При действующем порядке кроме социального налога инвесторы платят еще и налог на прибыль и платежи за пользование недрами.
Еще во время рассмотрения поправок в закон об СРП в первом чтении глава промышленного комитета Юрий Маслюков (КПРФ) горячо убеждал коллег в исключительной выгодности прямого раздела прежде всего для государства. Поскольку при таком порядке свою долю нефти, руды или газа казна будет получать с первого дня промышленной добычи. Тогда как сейчас до тех пор, пока инвестор не компенсирует свои затраты, государство получает лишь специальный платеж -- роялти.
Однако у одного из авторов самого закона об СРП, члена бюджетного комитета Алексея Мельникова («Яблоко») иное объяснение причин вводимого новшества. «Прямой раздел -- это ответ российских нефтяных компаний, и прежде всего ТНК (эта компания занимается разработкой на условиях СРП Самотлорского месторождения. -- Ред.), на тот беспредел, который уже пять лет творится в правительстве с подготовкой нормативных документов по СРП, -- заявил депутат в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей». -- Отсюда идея -- «заберите свою долю и отстаньте». Иностранным компаниям такой порядок не нравится, потому что, если они рискнут работать по прямому разделу, у них возникнет проблема двойного налогообложения прибыли. И они, скорее всего, по прямому разделу работать не будут. Но в целом в сложившейся ситуации, когда Минфин, МНС, МЭРТ фактически уничтожают режим СРП подготовленными ими редакциями глав Налогового кодекса, посвященных СРП и налогу на добычу полезных ископаемых, введение прямого раздела -- важный шаг, направленный на стимулирование инвестиций».
Впрочем, представления о том, как стимулировать инвестиционную активность, различаются не только у инвесторов и власти, но и внутри самой власти. И неизвестно, обретет ли одобренный Думой упрощенный порядок раздела продукции силу закона. Официально президентская сторона не выступала против принятия законопроекта. Однако, по информации источников газеты «Время новостей», чиновники, курирующие вопросы СРП и в правовом управлении администрации президента, и в МЭРТ (именно этому ведомству отведена роль главного ответственного за раздел продукции), не в восторге от идеи прямого раздела и чинили препятствия прохождению проекта в Думе на всех этапах. А потому, будет ли подписан закон, зависит от того, кто сформирует мнение президента по такому весьма специальному вопросу.
По сведениям газеты «Время новостей», вопрос об СРП поднимался и на вчерашней встрече президента с думскими лидерами. Замглавы фракции «Яблоко», глава думской комиссии по СРП Сергей Иваненко заявил г-ну Путину (президент с самого начала своего правления проявляет к СРП особый интерес), что действия правительства в этой сфере «просто безобразны». В частности, г-н Иваненко выразил недовольство нефтяных компаний, как российских, так и иностранных, главами НК, посвященными СРП и налогу на добычу полезных ископаемых. Президент был удивлен и заметил, что нефтяники сами просили равных условий.
Законопроекты, которые нефтяники получили в ответ на свои просьбы, доказывают старую истину, что у государства не нужно ничего просить, лучше добровольно делиться.
Светлана ЛОЛАЕВА