|
|
N°99, 09 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мировой чемпионат по зачисткам
Одни государства борются с террором, другие -- с бомжами
В зависимости от места и времени проведения каждой Олимпиады силовые структуры страны-организатора используют свои фирменные методы и способы обеспечения безопасности. Они обусловлены географическим расположением спортивных объектов, общей политической обстановкой в мире и особенностями различных социальных и национальных слоев населения государства, принимающего Олимпиаду.
Пока самыми строгими мерами безопасности отличались зимние Игры-2002 в Солт-Лейк-Сити. После воздушной атаки террористов из «Аль-Каиды», разрушившей здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, проведение Олимпиады в штате Юта оказалось под серьезной угрозой. Лишь когда американские власти гарантировали стопроцентую защиту от любых происков терроризма, волна страхов и сомнений сошла на нет.
Во время самих соревнований в аэропорту, куда прибывали спортсмены, официальные лица, журналисты и болельщики, всем им приходилось проходить крайне утомительную, но необходимую процедуру досмотра. При посадке на рейс, следующий в США или из Северной Америки, пассажиров даже просили снимать носки, дабы никто не мог спрятать в ботинке оружие либо другие опасные предметы. При проходе на спортивные объекты журналисты вынуждены были показывать внимательным секьюрити свои ноутбуки и диктофоны, демонстрировать, что они действительно работают только как орудие профессионального труда, а не являются взрывными устройствами или пультом управления заложенных снарядов. Перед металлоискателями на контрольно-пропускных пунктах выстраивались длиннейшие очереди, в них наравне со всеми стояли даже руководители национальных олимпийских комитетов стран-участниц. Жесткий контроль был обязателен для всех без исключения, невзирая на ранг и занимаемую должность.
Под особым прицелом сотрудников службы безопасности, естественно, оказались граждане с арабской внешностью. Впрочем, таковых в столице Зимней Олимпиады были считаные единицы. Использовались и сверхновые технологии, в частности оптико-компьютерная система лицевого распознавания. Подобные меры принесли необходимый результат -- в Солт-Лейк-Сити не было зафиксировано ни одного серьезного инцидента, связанного с терроризмом.
Четыре года назад в Австралии на охрану порядка было брошено всего лишь 25 тыс. полицейских и 4 тыс. военнослужащих. Самое необычное подразделение -- отряд вооруженных подводных пловцов, которые контролировали ситуацию на акватории, прилегающей к зданию знаменитой Сиднейской оперы. Дороги на въезде в город перекрывались армейскими подразделениями, производившими досмотр каждого автомобиля. Общая стоимость новейших приборов, сканирующих в городском аэропорту рентгеновскими лучами пассажиров, составила 30 млн долл. Правда, однажды единая система контроля дала сбой, из-за чего 27 международных рейсов вылетели с опозданием. Интересно также, что местная полиция получила тщательное предписание пресекать любые митинги с участием аборигенов по проблемам коренного населения Австралии. На проведение таких шествий действовал краткосрочный запрет.
Одно из немногих неудобств, с которым сталкивались гости и участники Олимпиады, -- так называемый биологический контроль при въезде в страну. По австралийскому законодательству перечень запрещенных к ввозу на континент продуктов очень обширный. Отдельным туристам, не слишком внимательно читавшим гостевые памятки, приходилось оставлять в аэропорту Сиднея целые сумки и баулы с привезенными из дома припасами.
Московская Олимпиада 1980 года держит пальму первенства по степени зачистки города от неблагополучных граждан. В преддверии Игр милиция совершала усиленные рейды по городу, освобождая столицу от лиц без определенного места жительства, наркоманов, проституток, людей с уголовным прошлым, хулиганских элементов. Все они вывозились на окраины Московской области или в соседние регионы -- как говорилось, «за 101-й километр». Иностранные туристы и спортсмены не должны были видеть изнанку советского общества и сталкиваться, например, с попрошайничеством. Желание властей минимизировать число жителей, находящихся в городе во время Олимпиады, выразилось и в том, что родителям через школьных учителей и участковых милиционеров весьма навязчиво предлагалось обязательно отправить своих детей на летние каникулы в пионерские, спортивные и трудовые лагеря. Если обычно эти лагеря принимали детей в три смены по 26--28 дней с коротким перерывом для приведения территории в порядок и заезда новых отдыхающих, то в 1980 году летний период был разбит на два отрезка по 45 дней, чтобы пересменка не пришлась на время Олимпиады.
Несмотря на эти меры, центр и окраины Москвы не выглядели пустынными. Милиция усилилась за счет иногородних стражей правопорядка. Почти во всех общеобразовательных школах спортивные и актовые залы превратились во временные казармы -- пристанище милиционеров из разных уголков страны. Гостей Олимпиады пытались обезопасить не только от встречи с отбросами общества, но и от капризов погоды. В небе над Москвой специальными метеопушками разгонялась облачность. Подобные методы применялись в столице и во время следующих крупных состязаний -- на Играх доброй воли-1984, Всемирных юношеских играх-1998, Спортивных играх стран СНГ и Балтии-2002.
Сомнение в способности обеспечить надежную безопасность наших спортсменов стало одной из официальных причин отказа СССР от Олимпиады-1984 в Лос-Анджелесе. Фактически отвечая американцам бойкотом на бойкот США и ряда других стран предыдущих летних Игр в Москве, советское правительство представило и другой аргумент отказа: гигантское облако смога над Лос-Анджелесом могло нанести вред здоровью наших спортсменов. Из-за напряженных отношений СССР и Южной Кореи теоретически существовала угроза бойкота и Олимпиады-1988 в Сеуле, но там заранее объявили о самых широкомасштабных мерах безопасности. Ее обеспечивали 110 тыс. полицейских и военных. Это в 15 раз больше количества прибывших спортсменов.
Илья ТРИСВЯТСКИЙ